Социальные сети

Я наконец дописала эссе по психологии. Пожалуй, это самая трудоёмкая работа за всю мою недолгую жизнь. Так как оно не маленькое, находится
Брак по расчёту – злой рок или небесная благодать? С этой фразы можно начать размышления на десятки тем, например: Свобода – это дар или проклятье? Возможность счастья – это свобода или её отсутствие? Однако речь пойдёт не о предназначении свободы, а об её роли или отсутствии в таком понятии как любовь.
Несомненно, уже не одно поколение людей твёрдо убеждено в жестокости и неправильности определения человека, которого НУЖНО полюбить. Само выражение, свидетельствующее о несвободе выбора, нас коробит. Нам кажется противоестественным и даже невозможным создание счастливых отношений между мужчиной и женщиной при отсутствии самостоятельного выбора партнёров. Под отсутствием выбора, в данном случае, подразумевается принятие решения о выборе партнёра третьим лицом без учёта личных симпатий потенциальной пары. Отсутствие изначального страстного чувства является для нас серьёзной, если не непреодолимой, преградой.
Можем ли мы в таком случае утверждать, что самостоятельный выбор означает произвольное определение своего партнёра? Берёмся ли мы утверждать, что человек сам выбирает объект своей любви? Полагаю, что ответ будет отрицательным. В самом деле, кто же влюбляется по расчёту? Как такое возвышенное чувство может быть подвластно человеку? Скорее всего, это не совсем верная формулировка, однако факт остаётся фактом: «сердцу не прикажешь», заставить себя полюбить нельзя... Так ли это? Получить ответ на этот вопрос я и поставила своей целью.
В подтверждение к вышесказанному и как помощь на пути к достижению моей цели, я хотела бы привести слова словенского учёного, Младена Долара: «Казалось бы, должна существовать автономия свободного выбора – о любви действительно не приходится говорить, если свобода выбора отсутствует (если выбор сделан, например, родителями, что до недавнего времени было вполне обычным делом). И всё же при более внимательном – или даже совсем поверхностном – взгляде на столетия излияний о любви становится очевидно, что любовь и автономия субъекта взаимно исключают друг друга».
Итак, очевидно, что влюбляясь, мы не делаем осознанного выбора, мы не контролируем процесс любви, и в этом, пожалуй, заключается одна из её прелестей. Но речь не о том. Действительно ли мы не имеем возможности подчинить себе этот процесс?
Существует иная точка зрения. В частности, Эрих Фромм в своём труде «Искусство любить» разбирает противоположное определение любви: «Любовь должна была бы быть, в сущности, актом воли, решением полностью посвятить <мою> жизнь жизни другого человека. ... Любить кого-то – это не просто сильное чувство: это решение, это суждение, это обет». Эта точка зрения кажется справедливой, но как согласиться с абсолютным безразличием в выборе партнёра? Фромм, продолжая своё рассуждение, проясняет этот момент: «Встав на эту точку зрения, можно прийти к выводу, что любовь – это исключительно акт воли и обет и что поэтому не имеет принципиального значения, кто эти двое. Будет ли их брак устроен кем-то другим или это будет их собственный выбор – поскольку брак заключён, акт воли обеспечит продолжение их любви. При такой точке зрения не учитывается противоречивый характер человеческой природы и эротической любви. Мы все Одно, и тем не менее каждый из нас – неповторимая, уникальная сущность. Это противоречие повторяется в наших взаимоотношениях с другими людьми. Поскольку мы все – одно, мы можем любить всех одинаково – братской любовью. Но, поскольку мы всё-таки разные, эротическая любовь требует чего-то индивидуального, в высшей степени личностного, существующего только между конкретными людьми, а не между всеми».
Следует заметить, что многие люди считают необходимым, разделять понятия любви и влюблённости. Они будут согласны, что прочные отношения можно построить исключительно на взаимной любви, в понимании её как акта воли или сознательного решения. Внезапно же возникающие чувства подобные влюблённости не долговечны и не могут служить основой для длительных серьёзных отношений. Из этого следует, что неконтролируемая легковоспламеняемая страсть не имеет будущего, в отличие от осознанной любви. И любовь Ромео и Джульетты (и подобные ей) заранее обречена быть трагичной. Не следует, однако, забывать, что при отсутствии изначального влечения люди, несомненно, найдут иные мотивы к сожительству (т.н. событию вместе), такие, как уговор родителей или другие подобные планы, произошедшие чисто из материальных соображений, но навряд ли такие отношения можно назвать истинно счастливыми. Потому как, настоящая эротическая любовь рождается из огня, возникшего между мужчиной и женщиной. Отсутствие огня свидетельствует только о братской любви, если вообще она существует в подобной ситуации.
Итогом к вышесказанному служит следующее рассуждение: для того, чтобы случайно возникшая симпатия превратилась в любовь, необходимо осознанное решение - тот самый акт воли, о котором говорил Фромм, - решение, находящееся под нашим непосредственным контролем.
Здесь я, не сильно углубляясь в данную тему, считаю своим долгом добавить, что рациональное принятие решения о любви и последующая любовь отнюдь не являются таким простым действием, каким кажутся на первый взгляд. Предполагаю, что фатальность влюблённости (о чём я ещё обязательно скажу ниже) не представляет для основной массы людей такой проблемы, как именно вторая стадия развития любовных отношений.
Мы не будем рассматривать ситуацию, когда два, испытывающих друг к другу симпатию, человека не способны быть вместе в силу различного воспитания, длительного нахождения в разных точках земного шара и прочих факторов, делающих их совместную жизнь невозможной. Такие ситуации встречаются, однако, в силу неоднократного переживания человеком влюблённости на протяжении своей жизни, их меньшинство. Основная же трудность в построении счастливых любовных отношений заключается в изначально неправильной постановке вопроса, который каждый партнёр задаёт себе. Они ставят вопрос, как быть любимыми, а не как любить самим.
В свою очередь Эрих Фромм называет эту проблему в качестве первого предубеждения, лежащего в основе установки большинства людей, что в любви нечему учиться. «Действительно ли любовь искусство?» - спрашивает Фромм. – «Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение, переживание которого, - дело случая, состояние, в которое вы «впадаете», если вам повезёт?» Автор этих строк исходит из первого допущения, не смотря на то, что основная масса людей принимает второе. Вторым предубеждением, стоящим за установкой, что в любви нечему учиться, Фромм считает допущение, из которого следует, что проблема любви есть проблема объекта, а не проблема способности. «Принято думать, что любить просто, а найти достойный объект для любви или для того, чтобы быть любимым, - вот это трудно». Фромм объясняет это произошедшим в XX столетии изменением отношения к выбору «объекта любви». С тех пор, как поводом к браку стало служить личное переживание потенциального супруга (т.н. романтическая любовь) вместо принятого до этого момента договора (по которому считалось, что любовь появится и будет крепнуть после заключения брака), значение объекта сильно возвысилось в противоположность значению функции. Так же по Фромму играет роль страсть к приобретению на идее взаимовыгодного обмена, которая служит основой всей нашей культуре. «Счастье для современного человека в том, чтобы с трепетом созерцать витрины магазинов и покупать всё, что позволяют средства, за наличные или в кредит. Он (или она) так же смотрит на людей. Привлекательная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины – вещь, которую они хотят заполучить». Исходя из этих позиций, люди верят, что главная проблема состоит в отсутствии подходящего партёра, а не в их собственной способности любить. И, наконец, последнее предубеждение Эрих Фромм описывает так: «Третье заблуждение, приводящее к допущению, что в любви нечему учиться, - это смешение кратковременного «начинательного» переживания, обозначаемого словом «влюбиться», и непрерывно длящегося состояния, обозначаемого словом «любить»». Это как раз то, о чём уже было упомянуто выше. Нельзя приравнивать внезапно вспыхнувшее чувство к сознательному решению любить.
Если же отбросить подобные предубеждения, мы будем вынуждены согласиться с Фроммом и признать, что любовь – это искусство, и ей, как и всякому искусству нужно учиться. Однако, даже при отсутствии предубеждений, остаётся, пожалуй, самая серьёзная проблема, связанная с достижением счастливой любви. А именно, «овладение искусством должно быть делом исключительной важности; не должно быть на свете ничего важнее этого искусства. Это относится и к музыке, и к медицине, и к плотницкому делу, и – к любви. И может быть, именно в этом ответ на вопрос, почему в нашей культуре люди так редко пытаются постичь это искусство, хотя явным образом терпят неудачи: как ни глубоко и как ни страстно жаждем мы любви, едва ли не всё остальное мы считаем более важным делом: успех, престиж, деньги, власть – почти всю нашу энергию мы тратим на то, чтобы научиться достигать этих целей, и у нас почти не остаётся сил на овладение искусством любить». Это мнение Фромма, но я горячо его поддерживаю, и полагаю, что сама не смогла бы выразиться лучше.
Но, даже принимая во внимание все трудности такого предприятия как «любовь», мы не можем забывать, что этот процесс контролируем, и хотя он требует исключительного внимания и немалых усилий, он всё же остается в нашей власти, чего мы пока не можем себе позволить сказать о первой стадии развития любовных отношений, т. е. о стадии «влюблённости». Момент возникновения той искры, которая служит началом эротической любви, до сих пор является для нас тайной. Абсолютно ли случаен этот выбор? Или, может, он зависит от каких-либо внутренних, будь то физических или подсознательных, процессов? Существует множество объяснений появления симпатии у одного человека к другому. Но нас интересует конкретный вопрос: можем ли мы это контролировать? В нашем распоряжении имеется масса примеров, доказывающих, что человек влюбляется произвольно, не осознавая своего порыва. И зачастую, эта случайность играет решающую роль. В подтверждение этому можно упомянуть о существующей практике сведения, когда для двух, ничего не подозревающих людей, создаются условия появления подсознательной симпатии трансформирующейся в некое страстное чувство. Варианты подобных условий разрабатываются и приводятся в исполнение постоянно и в различных целях, однако мы не будем на них останавливаться. Остаётся последний и самый сложный вопрос, способен ли человек «влюбиться» по собственному желанию? С уверенностью могу сказать, что человек может самостоятельно прейти от пусть даже едва заметной симпатии к чувству, исполненному большей страстью и со временем стать достаточно зависимым от него по сравнению с первоначальным отношением. Я считаю это возможным при наличии сильного и искреннего желания и небольшого количества вспомогательных факторов (таких, как симпатия со стороны объекта), иначе подобное желание просто не возникнет. Этим же объясняется невозможность самостоятельной влюблённости при отсутствии всякой симпатии с противоположной стороны или, другими словами, при отсутствии искренней заинтересованности субъекта.
Подводя итог, можно не боясь ошибиться утверждать, что любовь, при более внимательном рассмотрении, не такой уж неподвластный человеку процесс, однако нельзя отрицать, что очень сложный, запутанный и зачастую непредсказуемый, как и его источник – сами люди. По ходу рассуждений, я не касалась так же аспекта непосредственного контроля чувств, перешедших от начальной стадии к средней, подобно тому, какую роль играет человеческий разум и воля к моменту развития внезапной влюблённости. Не рассмотренным осталось влияние привычек и похожих чувств при продолжительном развитии уже осознанной любви. Но всё же я могу надеяться, что основная моя цель достигнута и относительно ясный ответ на изначально поставленный вопрос получен, не смотря на множество оставшихся неясностей и следующих за ними вопросов..
















Вам это будет интересно!

  • О любви…
  • Сумбурные мысли о Любви…
  • дети о любви
  • Отрывок из книги Татьяны Москвиной “Вред любви очевиден”:
  • О чувствах


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »