Социальные сети

17. Разновидности тропов

ТРОПЫ [греческое tropoi] — термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение семантических изменений слова, разнообразных сдвигов в его семантической структуре. См. «Семасиология». Определение Т. принадлежит к числу наиболее спорных вопросов уже в античной теории стиля. «Троп, — говорит Квинтилиан, — есть изменение собственного значения слова или словесного оборота, при котором получается обогащение значения. Как среди грамматиков, так и среди философов ведется неразрешимый спор о родах, видах, числе тропов и их систематизации».

Основными видами Т. у большинства теоретиков считаются: метафора, метонимия и синекдоха с их подвидами, т. е. Т., основанные на употреблении слова в переносном значении; но наряду с этим в число Т. включается и ряд оборотов, где основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (созначений) — каковы эпитет, сравнение, перифраза и др. Во многих случаях уже античные теоретики колеблются, куда отнести тот или другой оборот — к Т. или к фигурам. Так, Цицерон относит перифразу к фигурам, Квинтилиан — к тропам. Оставляя в стороне эти несогласия, можно установить следующие виды Т., описанные у теоретиков древности, Ренессанса и Просвещения:

1. Эпитет — определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова. Ср. у Пушкина: «румяная заря»; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: «дней моих суровых») и эпитету с противоположным значением — так наз. оксюморону (ср. Некрасова: «убогая роскошь»).

2. Сравнение — раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку. Ср. у Пушкина: «быстрее птицы младость».

3. Перифраза — «способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Ср. у Пушкина пародийную перифразу: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вм. молодая талантливая актриса). Одним из видов перифразы является евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Ср. у Гоголя: «обходиться с помощью платка».

В отличие от перечисленных здесь Т., построенных на обогащении неизмененного основного значения слова, следующие Т. построены на сдвигах основного значения слова.

4. Метафора — «употребление слова в переносном значении». Классический пример, приводимый Цицероном — «ропот моря». Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.

5. Синекдоха — «случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть». «Человек должен быть свободен».

6. Метонимия — «замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов». Ср. у Ломоносова: «читать Вергилия».

7. Антономасия — замена собственного имени другим, «как бы извне заимствованным прозвищем». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».

8. Металепсис — «замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому». Ср. у Ломоносова — «десять жатв прошло...: здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год».

Наконец выделяется ряд Т., в к-рых изменяется не основное значение слова, но тот или иной оттенок этого значения. Таковы:

9. Гипербола — преувеличение, доведенное до «невозможности». Ср. у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии».

10. Литота — преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота («немало» в значении «много»).

11. Ирония — выражение в словах противоположного их значению смысла. Ср. приводимую Ломоносовым характеристику Катилины у Цицерона: «Да! Человек он боязливой и прекроткой...».

12 Символ – условная замена предмета чем-либо: весы – символ правосудия.

13. Гротеск – просто преувеличения, без фантазерства, этим отличается от гиперболы.

14. Аллегория – предвзятое, нарочитое средство иносказания, в котором изображение сразу показывает свою служебную сущность (животные в баснях).

15. Эмфаза – сужение, часть показывается через сужение: «В институте: можно начинать, народ собрался (хотя пришло, положим, только 7 человек)». Синекдоха наоборот.

18. Творческий метод писателя.

Метод художественный - система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства. Поскольку метод художника, складываясь в конкретной социальной и культурной среде, обнаруживает, при всей его уникальности, более или менее глубокую общность с методами др. художников этого же времени, этой же идейно-эстетической ориентации, постольку историк художественной культуры вправе вычленять общую структуру М. х., лежащую в основе целых художественных течений, стилей, направлений; так, говорят о М. х. классицизма, романтизма, критического реализма, символизма и т.д.

М. х. вырабатывается каждым художником самостоятельно, в ходе формирования его творчества, под влиянием всего его миросозерцания (системы его эстетических, этических, религиозных, философских, политических убеждений). Естественно, что серьёзные изменения миросозерцания ведут к преобразованию М. х. (таков был, например, переход А. С. Пушкина от романтического метода к реалистическому или движение М. В. Нестерова от символизма к социалистическому реализму). Естественно и то, что наличие более или менее острых противоречий в миросозерцании художника неотвратимо ведёт к внутренней противоречивости и самого М. х.

Поскольку структура искусства складывается из соотношения четырёх основных компонентов — познания жизни, её оценивания, её преображения и знакового выражения получаемой т. о. художественной информации, постольку М. х. должен необходимо содержать четыре соответствующие установки. Его познавательная установка определяет, в какие области бытия устремляется энергия художественного познания (например, в сферу социальную или биологическую) и как соотносит оно в образе общее и единичное; оценочная установка М. х. определяет характер утверждаемой художником (либо художественным направлением) системы ценностей (религиозной или светской, гражданственной или аполитичной) и тот способ (открыто тенденциозный или скрытый, эмоционально-обнажённый или умозрительный), каким это делается; созидательная установка М. х. определяет принципы преобразования жизненной данности в художественные образы (сохраняющие правдоподобие или нарушающие её и т.д.) и принципы материального конструирования художественные формы; наконец, семиотическая установка М. х. определяет способ превращения данной конструкции в систему образных знаков, в особый "художественный язык". При этом следует иметь в виду, что речь идёт о динамической системе, которая способна менять свое состояния благодаря изменению соотношения составляющих её элементов.

- Творческий метод индивидуален

- Однако зависит от социального окружения

- С течением жизни автора изменяется (Пушкин – романтиз\реализм, Есенин – имажинизм\реализм)

19. Основные лирические жанры

Лирика – род литературы, выражающий переживания, ощущения, настроения человека. Сила лиризма определяется тем, что в нем жизнь предстает прочувствованной, пережитой и обдуманной поэтом.

Жанры:

Заговоры: Возникли в глубокой древности, когда сознание человека было еще ограниченно. Позднее получил распространение среди «темных людей»: колдунов, знахарей. В наше время является пережитком темной старины.

Трудовые песни: На ранней ступени развития люди в целях облегчения труда и объединения усилий коллектива, ритмизации работы сопровождали трудовые процессы песней.

Обрядовые песни: Возникли в древности, носили синкретический характер, ибо всегда соединялись с игрой, с исполнением обрядов, соединяли в себе и лирику и драму и исполнялись коллективом.

Бытовые песни: Отражают различные стороны народного быта: семейные отношения, общественное положение, дружбу, любовь. Частушки, песни, народная, авторская, цыганская…

Пословицы и поговорки – выводы, к которым пришла народная мудрость на основании богатого опыта.

Загадки: краткие определения чего-либо, но в отличие от пословиц дается в нарочито затемненной, иносказательной форме.

Эпиграмма: В Древней Греции – стихотворная надпись на храме, статуе, сосуде…, объясняющая назначение предмета. Позднее – небольшое стихотворение, сатирического характера.

Мадригал – шутливое или любовное коротенькое стих-ие, противоположное эпиграмме, выражающее комплимент, лестную характеристику человека.

Эпиталама – стих-ие на бракосочетание

Эпитафия – надгробная надпись.

Послание – лит произ в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо определенному лицу.

Ода – стих-ие на торжественный случай, отличающееся приподнятым тоном.

Элегия – по Белинскому «песня грустного содержания». Грустные лирические раздумья о человеческой жизни.

Романс – музыкально-поэтическое произ для голоса с сопровождением фортепьяно, гитары или арфы.

Дума – Белинский определил как «песню исторического содержания». Народные песни о важных историч событиях и народных героях. Также всякое стих-ие патриотического содержания, выражающее раздумья автора о судьбах родины.

Идиллия – вид античной буколической поэзии, небольшое по объему стих-ие, рисующее легкую, тихую, безмятежну жизнь людей на лоне природы. Феокрит, Вергилий.

Эклога – идиллия, только в сценическом оформлении, имеет вид диалога.

Дифирамб – выражение симпатии в коротком стих-ии к человеку.

Лиро-эпические жанры: поэма, баллада, басня.

20. Содержание и форма литературно-художественного произведения.

Содержание и форма – это издавна установленные философским мышлением понятия, с помощью которых не только в произведениях искусства, но и во всех других явлениях жизни различаются две основные стороны их существования. В самом общем значении это – их деятельность и их строение.

Содержание – основа какого-либо явления, его сущность. Форма – обнаружение этой сущности, ее проявления вовне, способ выражения содержания, та организация явлений, которая выражает содержания.

Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений. Связана с основным вопросом эстетики — вопросом об отношении художественного творчества или, шире говоря, художественного сознания к объективной реальности.

С диалектической точки зрения Ф. и С. прежде всего — понятия соотносительные: как форма не может быть «чистой», а может быть лишь «содержательной» формой, формой, связанной неразрывно с содержанием, так и содержание не может быть бесформенным: «Содержание как таковое есть то, что оно есть, лишь благодаря тому, что оно содержит в себе развитую форму» (Гегель, т. I, стр. 224). В этом смысле «содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму» (Гегель). Отсюда существенность формы: «Форма существенна». Поэтому в искусстве неполнота, незаконченность оформления есть одновременно и ущербность содержания и наоборот — дефектность содержания выступает и как несовершенство формы. Отсюда и понимание художественного произведения будет полным лишь в том случае, если мы поймем его в единстве его Ф. и С., раскроем их взаимопереходы, ибо вне друг друга они неполны.

При всем том единство Ф. и С. — диалектическое единство, противоречивое в процессе своего развития. Неправильно было бы считать, что форма пассивно «следует» за содержанием, «соответствуя» ему. Содержанием литературы является сама действительность, осознанная писателем и образно отраженная им в произведении. В этом лит-ра едина со всеми другими видами идеологической надстройки. Становясь содержанием произведения (т. е. оформляясь), познанная писателем действительность, найденные им обобщения получают вид индивидуальных проявлений жизни — отдельных событий и положений, судеб и переживаний конкретных персонажей — т. е. воплощаются в художественных образах. В лит-ом произведении обобщения даны в форме единичных жизненных фактов (как единство закона и явления) и наоборот, эти изображаемые единичные жизненные факты ценны благодаря тем обобщениям, к-рые читатель за ними обнаруживает. Вне этой своей конкретной жизненной формы само обобщение в художественной лит-ре не может раскрыться с достаточной убедительностью.

Но, как бы ни была велика изобретательность писателя в области языка, она точно так же не имеет самостоятельного значения, а должна определяться образами, создаваемыми им. Форма не может существовать без содержания.


Вам это будет интересно!

  • Безымянный 45680
  • Безымянный 30184
  • Спасибо автору, имя которого не знаю.. (из сети)
  • Безымянный 3021


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »