Социальные сети

    Давно собирался это сделать, но некоторая суматошность не давала возможности )
Собираюсь публиковать короткие описаня книг, которые не оставили меня равнодушным. Так уж сложилось, что первая в их числе будет книга Кристофера Дэя "Места, где обитает душа" (в пер. В.Л.Глазычева). Надо же, хоть как то, заполнять архитектуру пустоты ))

    Как известно, любой хорошо сделанный авторский фильм

 можно отличить от фильмов широкого потребления по
первым кадрам. С самого начала – с появления названия
на экране. Режиссеры весьма бережно относятся к вниманию
зрителя, чтобы даже в появление названия картины вложить
смысл. В таких кинолентах оно, как правило, заключает в себе
сжатый, выраженный в нескольких словах, символ. На первый взгляд
название книги “PLACES OF THE SOUL” выглядит несколько
виртуально, пугая подозрением, что далее следует текст теологического
не архитектурного характера. Но именно в этом словосочетании кроится
ключ к пониманию сути книги Кристофера Дея, которая, как в лучших
фильмах, становится окончательно ясна к концу произведения
.

Книга Кристофера Дея “Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средство” была опубликована в русскоязычном варианте издательством “Ладья” в 2000 году в переводе В.Л.Глазычева.

Кристофер Дей не просто архитектор или скульптор, он, скорее, мыслитель и, в каком-то смысле, духовный целитель архитектуры. Ключевым словом я бы выделил Целитель. Словосочетание “исцеление в архитектуре”, не раз используемое в книге, не случайно – это один из лейтмотивов. По своей конструкции оно сразу ставит перед читателем ряд вопросов – если есть исцеление, значит, есть и болезнь. А если есть исцеление и болезнь, значит, мы имеем дело с чем-то живым и изменяющимся. Это относится даже не столько к архитектуре, как к чему-то живому, сколько к человеческому восприятию архитектуры в живом мире. Скорее, именно это является точкой отсчета для Кристофера Дея. Его смело можно было бы отнести к антропософской школе, но это бы сузило понимание его работы. Безусловно, Кристофер Дей близок к идеям деятельного созерцания, хотя самое важное как всегда скрыто в деталях – в его индивидуальности.

 

То о чем идет речь в книге не является каким-то большим откровением для любого знакомого с профессией читателя, что признает и сам автор. Кристофер Дей пишет о значении архитектуры для человека, о роли восприятия, о значении света и цвета в восприятии архитектуры, о форме зданий и о работе с заказчиком, в целом он охватывает практически весь процесс проектирования. Но самое интересное в книге это иной угол зрения, под которым Кристофер Дей видит процесс проектирования. Вернее, самым главным является не сам процесс, а цель, в достижении которой, архитектура лишь инструмент. Это есть некое духовное равновесие, между человеком и местом (будь то комната, улица или город).

Выстраивая свою иерархию ценностей, Кристофер Дей низвергает с позиций основных приоритетов экономические и рационалистические догмы, которые нередко были обусловлены удобством для работы системы, а не удобством для жизни человека. Дей анализирует условия проектирования современного архитектора, приходя к выводу, что современная архитектура подчас пренебрегает человеческой индивидуальностью. Это приводит к тому, что современные многоэтажные жилые дома становятся похожими на ангары для складирования людских единиц. Такое отношение к человеку можно увидеть практически на всех уровнях (начиная с мебели, заканчивая городом). Именно в этом контексте Кристофер Дей говорит о болезни – о болезненном влиянии бездушной архитектуры на человека.

Мне хотелось бы отметить некоторую смелость этого человека – он не боится говорить на такие спорные и неуловимые в истине вещи как душа человека и дух города. Есть темы, о которых невозможно найти двух абсолютно одинаковых мнений, даже у похожих людей. Духовная сторона жизни любого человека настолько индивидуальна, что искать ее общие черты и выявлять ее закономерности, на мой взгляд, дело весьма неблагодарное. Анализировать архитектуру именно с этой точки зрения (с точки зрения духовного восприятия) и не быть субъективным невозможно. Поэтому Дей и не стремится быть объективным в своих оценках, понимая, что единственно честной позицией в данной книге будет изложение своего личного опыта и своего виденья проблемы.

Как было сказано выше, Исцеление – это одно из ключевых слов книги. Для Кристофера Дея исцеление это возвращение человека к некому состоянию баланса с окружающим его духом места. Архитектура, в этом контексте, не должна становится самоцелью, а должна всецело быть подчинена этому принципу. Вслушивание в место и выстраивание созвучной архитектуры, этой тактике должен следовать архитектор.

Такой подход, безусловно, не возник на пустом месте. Теории мировоззрения и роль человеческой деятельности в природе, имевшие место в трудах философов XIX века, переросли в антропософскую натурфилософию, своего рода школу чувственного вслушивания и соучастия. Пережив переворот мирового сознания XX века, школа не исчезла, превратившись, скорее, в некую общую настройку мышления. К середине 20го века, наконец, возникли попытки перевести общие разговоры об экологии в некие принципы проектирования – разработать реальную экологию архитектуры. Осознание вреда нанесенного человеком природе, породило понятие “ограниченного ущерба”. В 1970х годах даже возникла мода на экологические автономные дома “нулевой энергии” и самоподдерживающее фермерское хозяйство. В целом, этот процесс можно признать успешным (не считая некоторых спекулятивных проектов), к 90-м годам экология стала значимой частью в приоритетах проектирования, а эстетика эко-архитектуры даже заняла свое место в мейнстриме. Помимо эстетики, появились многочисленные исследования влияний различных синтетических  материалов, малых доз ядов и иных биохимических воздействий искусственной среды на человека. В книге Кристофер Дей во многом опирается на эти исследования, но для него они лишь техническое обоснование своей трактовки взаимодействия архитектуры и человека. Для него важны не столько цифры (хотя в них он весьма конкретен), сколько более глубокие отношения – человека с природой, или духом места.

Все о чем пишет Кристофер Дей, о пространстве, о свете, о пластике форм, он пропускает сквозь переосмысление, устанавливая новое отношение к этому. “Когда мы строим объекты, не способные развиваться, мы тем самым противостоим жизненным процессам, отрицаем живую реакцию на окружение, на контекст. В этом случае мы навязываем миру одни мертвые концепции, не способные даже видоизменяться под обратной реакцией материала – так, как в природе нередко облака воспроизводят рельеф или форму ландшафта”. “Нерегулярные пространства несут в себе больше жизненной силы как при восприятии извне, так и изнутри. Проблема не в прямоугольности и нерегулярности как таковых – зачем было бы стремится к тому, что отличается от привычного, без серьезного к тому основания? Проблема в противостоянии безжизненных и жизнетворящих форм и пространств, жизнетворного и омертвляющего окружения. Срезка углов, придание форме иррегулярности или криволинейности – все это было бы простой манерностью или экстравагантностью как таковой, если мы не задумаемся всерьез над вопросом, какой же язык форм соответствует человеческой потребности, а значит и его духовным устремлениям”.

С Кристофером Деем можно соглашаться, можно не соглашаться, но, на мой взгляд, книги такого рода необходимо писать (и читать). История имеет свойство менять память об очевидных ценностях. То, что было очевидно 100 лет назад, совершенно не очевидно сегодня. С развитием прогресса ценности и приоритеты в архитектуре прошли серьезные изменения. Переосмысление, которое делает Кристофер Дей, дает возможность понять и оделить ложные ценности от истинных. Возвращение отношения к архитектуре на уровень духовного человеческого восприятия, я считаю весьма важным и необходимым. Как я и упоминал, часто, в названии кроится ключ к книге. В словосочетании “Places of the soul” слово “places” это рассказ об архитектуре или еще конкретнее о месте, но слово “soul” это оценка, точка зрения, с которой автор подходит к анализу места. Это соединение двух терминов, на мой взгляд, весьма точно характеризует книгу, а главное передает отношение и призывает к пониманию места через душу человека.















Вам это будет интересно!

  • Безымянный 58561
  • СМС-подвиг
  • Безымянный 89839
  • гнездо даосизма 下手功夫,明白玄关,一阳初动,神入炁穴,化生机缄
  • Семинр по аюрведе: методы управления своим здоровьем.


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »