Социальные сети

Прилагаю эссе "Сага о Саблезубой Белке" (с) Ларисы Прудниковой, преподавателя Уральского государственного лесотехнического университета, Екатеринбург. Опубликовано в журнале Universum за '07-09, 2004 (УГТУ-УПИ)
Такого я еще не встречал... супер :)
по-английски ее зовут Скрэт, что не очень благозвучно в русском переводе - белко-крыса, бррр...


Лариса Прудникова, преподаватель УГЛТУ
САГА О САБЛЕЗУБОЙ БЕЛКЕ

Теория эволюции в зеркале мифа

Жанр полнометражного мультфильма понемногу вырастает из детских пеленок. Среди обилия мультипликационной продукции айсбергом выпирает "Ледниковый период" - произведение в некотором смысле революционное. И дело не в "ледниковой" теме и не в компьютерных технологиях, создающих отчетливый, но ненавязчивый эффект трехмерного пространства. Этот фильм - редкий образец достойного содержания в достойной форме: яркий "экшн" здесь не самоцель, а эффектная форма подачи глубокого, далеко не мультяшного смысла. "Ледниковый период" сочетает голливудскую зрелищность, художественную цельность и не по-американски элегантный юмор (чего стоят одни хахиньки на тему эволюции).
Но революционность фильма даже не в этом. Мы знаем достаточно много мультфильмов, где мир животных существует параллельно с миром людей. Но "Ледниковый период", пожалуй, единственный пример инверсии этих двух миров, причем инверсии двойной. Во-первых, люди стоят на низшей ступени развития по сравнению с животными, и это выражается не только в неумении разговаривать. Сравните лаконичную, но по-человечески глубокую и выразительную мимику мамонта - и совершенно топорную физиономию отца ребенка, которая скорее обозначает эмоции, чем выражает их. Во-вторых, люди не совсем "живые"! Звери на экране пушисты и осязаемы, а первое же появление кроманьонцев вызывает непреодолимую ассоциацию с героями компьютерных игр. Нарочито грубая фигура, схематичные движения - рука так и тянется к воображаемому джойстику. Столь явное очеловечивание зверей и с голь же откровенная виртуализация людей не может быть случайной.
Впрочем, песня совсем не о том. Мое внимание привлек самый странный и, безусловно. самый колоритный персонаж мультфильма - "крысобел", как его назвали в одном анонсе. Практически не связанный с основной сюжетной линией, этот ледниковый джокер несет особенную смысловую нагрузку. Это не вполне очевидно, но попробуйте мысленно убрать вес эпизоды с саблезубой белкой, и фильм безнадежно полиняет. Кто же он, этот загадочный персонаж? Пьеро, которому все дают оплеухи для увеселения публики, или нечто большее?
Начнем с биологической сущности этого зверька. В целом, облик персонажей мультфильма представляет, скорее, плод фантазии авторов, нежели результат палеонтологических исследований. Но реальные ископаемые прототипы угадываются без труда и мамонты, и саблезубые тигры, и гигантские ленивцы когда-то действительно разгуливали по просторам Северной Америки.
А вот «крысобел» - химера чистейшей воды. Если его саблезубость рассматривать как средство для создания ледникового колорита и оставить клыки на совести авторов, то более всего зверь тянет на ныне здравствующую тупайю. Раньше тупайю относили к примитивным полуобезьянам, теперь отодвинули вниз по эволюционной лестнице и считают, что животные такого типа существовали еще до расхождения приматов и насекомоядных (Ромер, Парсонс, 1992). В любом случае, примерно такого типа животина и являлась нашим с вами прямым предком. Кстати, в контексте мультфильма саблезубую белку с людьми роднит еще одна существенная черта: она тоже не умеет разговаривать.
Как мы уже говорили, белка обладает самостоятельной сюжетной линией, которая развивается параллельно основной. Эта сюжетная самостийность сразу обозначается «увертюрой» к мультфильму, которая с удовольствием смотрится как отдельный ролик. Движет ли любовь солнце и светила, это большой вопрос, а вот жадность - сила прямо-таки тектонического масштаба, разрушающая ледники и вызывающая извержение вулканов. Каковы особенности сюжетной линии Белки?
1. В ней нет никакого развития - ни внешнего, ни внутреннего. Вся деятельность зверька сводится к безуспешным попыткам сохранить и спрятать желудь.
2. Сюжетная линия, по-видимому, циклична: при сравнении пролога и эпилога мультфильма так и хочется сказать: «Найди пять отличий».
3. Она автономна и пересекается с линией главных героев лишь единожды - у входа в Ущелье Глетчеров. Попытка диалога оказалась неудачной и закончилась очередным ЧП, как, впрочем, любое появление Белки в сюжетном пространстве.
4. Такое впечатление, что Саблезубая Белка - и ее желудь - существуют вне декартовой системы координат. Белка никогда не сопровождает главных героев, она вообще никуда не идет - и тем не менее их пути постоянно пересекаются. В первой сцене она, прилипшая к подошве какого-то «... завра», движется вместе с ним на юг - в следующей сцене дерется с ленивцем, который вместе с мамонтом шел на север... Всякий раз она словно выныривает из подпространства.
5. Несколько раз Белка упускает заветный плод, причем так, что найти его не представляется возможным - и тем не менее в следующей же сцене желудь вновь оказывается в цепких лапах Ни одного дуба в мультфильме нет, а значит, в Белкином мире это единственный желудь, который в огне не горит и в воде не тонет, как и его незадачливый обладатель.
Все это наводит на одну простую мысль: в отличие oт героев основного сюжета, Саблезубая
Белка обитает в другом измерении - измерении мифа. В нем нет ни привычного для нас
четырехмерного пространства-времени, ни привычного нам понятия эволюции. Зато есть
цикличность как форма существования вечности (ведь крысобел явно бессмертен). В таком
случае, что это за персонаж и какова его роль? Посмотрим на деятельность саблезубого зверька
повнимательнее.
Казалось бы, все достаточно просто: зверь пытается запасти желудь на зиму. Но эта простая и безобидная операция почему-то натыкается на камень преткновения, причем непреодолимый. Каждая отчаянная попытка Белки спрятать желудь заканчивается сокрушительным фиаско: такое впечатление, что все силы природы ополчились на бедную Белку. Ее едва не раздавливает ледник, ее бьет молния... Зверька в буквальном смысле «земля не принимает», словно он сделан из антивещества или на нем лежит проклятье, как на горьковском Ларре. Самое забавное, что при любом раскладе крысобел не сможет употребить в пище вожделенный желудь: мы ведь помним, что перед нами, скорее всего, насекомоядная тупайя, а для разгрызания желудя (тем паче кокоса) необходимы беличьи резцы. Получается, зверек «тщится втуне», т.е. трудится зря, что подчеркивается издевательским намеком на античного Сизифа - вспомните попытку втащить желудь на дерево.
А вечная погоня Белки за вечно ускользающим желудем вызывает в памяти другого
обитателя Аида - царя Тантала, мучимого голодом и безуспешно протягивающего руки за
сладкими плодами.
Интересно, что почти каждое явление Белки (а всего их семь) сопровождается каким-нибудь
катаклизмом. Труд зверька, титанический и смехотворный одновременно, вызывает катастрофы
геологического масштаба, явно несоизмеримые с усилием, прикладываемым к проклятому
желудю.
Напомним сюжетную линию Саблезубой Белки.
Выход первый. Пролог. Попытка закопать желудь в снег. Сход ледника. Белка едва не раздавлена затем едва не растоптана марширующими животными.
Выход второй. Попытка спрятать желудь в обломанном дереве. Удар молнии.
Выход третий. Драка с ленивцем из-за желудя.
Выход четвертый. Сцена у входа в Ущелье Глетчеров. Единственная и неудачная попытка контакта с главными героями.
Выход пятый. Рискованный «слалом» в ущелье. Желудь вмерзает в лед.
Выход шестой. Попытка «оттаять» желудь. Желудь взрывается (для кого как, а для Белки - вселенский катаклизм).
Выход седьмой. Эпилог, 20 000 лет спустя. Попытка закопать кокос в песок. Извержение вулкана.
В Ущелье Глетчеров Мать-Земля «нейтрализует» Белку, вморозив в лед, точно так же, как она нейтрализовала эволюционных химер и инопланетную летающую тарелку. В том, что Земля действует как самостоятельная мифологическая сущность, сомневаться трудно: всякое перемещение в пространстве несет совершенно конкретную семантическую нагрузку Правда в отличие от русских дорог с традиционным тройным распутьем («направо пойдешь - сам пропадешь...» и т.д.), линия судьбы персонажей лежит на оси «север - юг». А выбор происходит соответственно, между «вперед» и «назад». Мать-Земля постоянно задает мудреные задача мамонту и его спутникам, и любое принятие решения - это выбор вектора движения. Можнс отследить и сопоставить все эти вектора, но топография мифологического пространства - тема отдельного эссе.
Здесь мы только отметим особую роль Ущелья Глетчеров: это явный аналог мифологического Подземного царства, где «вход рубль, а выход два». Если все предыдущие ходы героев можно было отыграть назад, то обрушившийся вход в Ущелье перекрывает пути к отступлению - отсюда можно двигаться только вперед - навстречу испытаниям. А где удачно пройденное испытание - там и награда: мамонт, тигр и ленивец за мужество и самоотверженную заботу о малыше благополучно покидают Ущелье, миновав множество смертельных опасностей. А вот Белка... Подземное царство всегда предлагало героям традиционный тест на жадность (особенно ярко этот сюжет обыгран в горняцком фольклоре, вспомним хотя бы бажовские сказы). Правда, в этом мультфильме «богатство» у Белки прихвачено с собой, но сущности испытания это не меняет. В сказках жадин ждет неизменный «облом»: груда сокровищ на глазах превращается в пыль, воду, пустую породу и пр. Авторы фильма предлагают чисто американскую пародию на классический сюжет, оставив Белку с поп-корном в лапах (а желудь вновь материализуется, аки феникс из пепла, но - увы - опять недоступен). Из Ущелья, как мы знаем, Белке выхода уже нет.
Соберем воедино ассоциации, навеянные Саблезубой Белкой, и попытаемся определить ее мифологическую сущность. Выходит, что симпатяга крысобел - существо хтоническое, да еще и проклятое. Его нелепый облик вызывает в моей памяти одного персонажа средневекового
бестиария: несчастного Formicaleo, муравьельва, который не может ловить зверей, потому что не вполне лев, и не может питаться гусеницами, потому что не вполне муравей; в итоге бедная химера умирает с голоду. И в финале мультфильма крысобел остается там, откуда вышел, - в Подземном царстве.
Конец фильма еще более интересен и многозначен, чем его начало. Если учесть, что время мифа циклично, то оттаивание Белки (почти что выпускание джинна из бутылки!) - не что иное, как начало новой фазы. Последняя сцена практически идентична первой; правда, на этот раз нас ожидает не глобальное похолодание, а глобальное потепление с традиционным вселенским потопом. А это значит, что вместе с Белкой оттают твари из Ущелья Глетчеров, освободится из ледяного плена летающая тарелка - и на Земле появятся существа куда менее симпатичные, чем Мэнни или Диего. Существа, не прошедшие испытаний Подземного царства. Существа, до поры удерживаемые в Преисподней.
В последнее время на Земле наблюдается активное таяние ледников…














































Вам это будет интересно!

  • Безымянный 152412
  • Необыкновенные приключения белки
  • Безымянный 4589
  • «…Да орешки всё грызёт»


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »