Социальные сети

Но сколь велико было бы удивление современников, если бы они знали, что среди викингов были воины, о которых сами норманны говорили: "Боже, спаси нас от берсерков!".

Берсерками в скандинавских сагах называли воинов особого рода, которые обычно открывали сражение и отличались неустрашимостью и отвагой. Характернейшей чертой их была одержимость в бою и в припадке бешенства один или два берсерка были способны разогнать вооруженный отряд в несколько десятков человек - безумие удесятеряло силы. Дойдя до состояния исступления, берсерк бросался в битву, разрывая на себе кольчугу и, побросав наземь оружие, крушил врагов порой лишь голыми руками, сея ужас и панику вокруг себя. Если в руках у него был щит, то он вгрызался в его край зубами, повергая враа в оцепенение.

Снорри Стурлусон, автор знаменитой "Младшей Эдды", сборника древнеисландских мифических сказаний, связывает безумие берсерков с заклятиями верховного скандинавского божества Одина (Вотана), владыки чудесного чертога Вальхаллы, куда после смерти на вечное пиршество отправляются души эйнхериев - воинов, героически павших на поле брани и заслуживших благоволение богов. Своими чарами Один мог сделать так, что в бою недруги его воинства становились глухими и слепыми или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинка. "Сага об Инглингах" описывает берсерков так: "Они бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...".

Связь берсерков с культом Одина находит и другие подтверждения. Корень имени Вотан происходит от слова wut, что означает "неистовство, исступление, одержимость" и как нельзя лучше характеризует верховного бога скандинавского пантеона. Согласно мифам Один, дабы познать волшебные таинства древних рун, совершил самозаклание - распял самого себя на священном ясене. Многие имена Вотана также указывают на подверженность безумию и ярости - Игг("страшный"), Херьян("воинствующий"), Хникар("сеятель раздоров"), Бельверк("злодей"). Под стать своему небесному владыке и прозвища берсерков, давших обет бесстрашия "властелину гнева" - таков, например, Гарольд Безжалостный, ввязывавшийся в бой раньше других, или разбитый в 1171г. под Дублином норманнский вождь Иоанн, имевший прозвище Wode, т.е. Безумец.

Некоторые аспекты культа Одина и мотивы одержимости берсерков подводят к мысли о шаманской практике, имевшей в своем арсенале не только всевозможные ритуальные действа, но и различные галлюциногенные препараты. Народы Крайнего Севера, такие как тунгусы, ламуты или камчадалы, вплоть до недавнего времени в практике камланий (гаданий) использовали порошок из высушенных мухоморов, который шаманы слизывали с ладони и впадали в транс. Ближайшими соседями норманнов по Скандинавскому полуострову и поныне являются лапландцы (саами) - народ, в культурном плане близкий самоедским племенам. Вполне возможно, что практику использования препаратов из мухомора скандинавы переняли от лапландских шаманов, тем более, что в ряде исландских и норвежских саг обнаружены указания на то, что берсерки перед битвой дышали парами мухоморного отвара. И действительно, поведение берсерков в бою напоминает состояние опьянения наркотическим зельем: одурманенность, вспышки ярости, нечувствительность к боли и хооду, а затем невероятное утомление и глубокий сон, о котором писали, что "…викинги падают на землю от усталости, а не от ран." Именно такую картину бесстрастно зафиксировала сага о сражении под норвежским городом Ставангер в 872г., когда берсерки после победы повалились на берег и проспали более суток мертвым сном.

Еще одним ключом к разгадке феномена берсерков является мотив оборотничества - ведь само слово berserkr (от др.-исл. bersi - медведь, serk - сорочка, рубашка) и переводится либо как "медвежья шкура", либо как "воплотившийся в медведя". Образ медведя настолько почитаем в индоевропейской мифологии, что даже само его имя, считавшееся сакральным, никогда не произносилось вслух и заменялось табуизированными иносказаниями типа "медведь" (т.е. ведающий, знающий вкус меда) у славян, или "бурый" (нем.bar, англ. bear) у германцев. В датском фольклоре до сих пор бытует уверенность, что всякий, кто наденет железный ошейник, может превратиться в медведя-оборотня. Исторические же берсерки действительно для устрашения противника носили медвежьи шкуры, повадками и рыком уподобляясь этому зверю.

Рука об руку с понятием берсерка стоит в летописях и слово ulfhedhinn, т.е. "волчья шкура", воин-волк. Скандинавские источники утверждают, что berserkir и ulfhedhnar действовали как по одному, так и небольшими группами. Историки подчеркивали их неуязвимость, свирепость, отсутствие моральных норм поведения и пристрастие к оргиям. Фактически берсерки, сближаясь с немецкими вервольфами, приводят нас вновь к образу Одина, властителя "дикой охоты" оборотней в полнолуние. В еще более древние времена персонажи волка и медведя переплетались настолько, что считались единым мифологическим существом - таков, например, Беовульф (др.-англ. "медведеволк"), герой одноименного английского эпоса, имевшего, впрочем, позитивную характеристику. Однако, подобно берсеркам, он также бросался в бой без доспехов и разил чудовищ лишь голыми руками




Последние новости


Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
Читать далее »

Шаг 4. Выбор системы налогообложения

Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
Читать далее »

Аренда помещений

Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
Читать далее »

Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
Читать далее »

Карточка

С образцами подписей и оттиска печати ...
Читать далее »

Форма

Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
Читать далее »

Уведомление

О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
Читать далее »