Социальные сети

Конституция Египта, статья первая: «Арабская республика Египет – демократическое государство, основанное на принципе гражданства. Народ Египта – часть арабской нации и трудится ради достижения ее полного единства». Статья вторая: «Ислам – государственная религия, официальный язык – арабский, основы исламского шариата – основной источник законодательства».
И в этом государстве, основанном на принципе гражданства, живут те, кто не считает себя частью арабской нации и не исповедует государственную религию. Кто же они? Изолированный сегмент общества, живущий по своим законам, или просто другая религиозная община?

В пятницу утром улицы Каира кажутся вымершими. Магазины и лавки закрыты, не слышно привычных сигналов машин, криков торговцев и громких разговоров прохожих. Но вдруг одна из пустынных улиц наполняется мужчинами и женщинами, одетыми по-европейски, – в близлежащей церкви окончилась служба. Взрослые здороваются и жмут друг другу руки, дети постарше идут на занятия по церковному пению, другие бегут играть на церковном дворе. Воскресенье в Египте – рабочий день, и службу в церквях в этот день обычно служат очень рано, чтобы прихожане успели на работу. Поэтому большинство христиан ходят в церковь по пятницам – в официальный выходной. После службы они не сразу отправляются домой, а остаются пообщаться с друзьями и знакомыми, спросить совета у священника. Сюда же они приходят в рабочие дни после работы.
Как и у мусульман, у коптов есть свой религиозный календарь. Он почти совпадает с юлианским, по которому живет, в частности Русская Православная Церковь, но названия месяцев сохранились со времен древнеегипетского язычества. Но, на мой взгляд, сами языческие традиции среди коптов сохранились не больше, чем славянские языческие традиции в России.
Новолетие по Юлианскому календарю, отмечавшееся в Римской империи первого сентября, копты отождествили с Найрузом - древнеегипетским земледельческим праздником. До строительства Асуанской плотины в это время года разливался Нил, оставлявший после себя на земле слой плодородного ила. Но сегодня копты-христиане отмечают в этот день память всех египетских мучеников – от ранних веков христианства до наших дней.
«В этот день мы едим свежие финики – они красные снаружи и белые внутри. Это символизирует, что, в то время как мученики проливали свою кровь, их вера оставалась чистой и непоколебимой», - рассказала мне веселая девушка-гид в старинной церкви в районе Мар Гиргис.
В первую очередь в этот день копты вспоминают своих предков, пострадавших во время гонений мусульманских правителей Египта, и всех тех, кто пострадал во время межконфессиональных столкновений или нападений исламских экстремистов в двадцатом веке.
Сегодня копты уверены, что они на протяжении практически всей своей истории подвергались преследованиям – языческих властей, византийских наместников-меликитов, а затем мусульманских завоевателей (хотя это далеко не всегда было так). И сегодня многие христиане живут как в осажденном городе.
«Нас – меньшинство. Мы не чувствуем себя уверенными в будущем. В стране много экстремистов, нам остается надеяться только на Бога», - утверждает пожилой Дмитрий Ризк Дмитрий.
Как бы то ни было, власти Египта не особенно стараются, чтобы разубедить христиан в этом. Официальной статистики о числе христиан в Египте не предоставляется. Обычно называют цифру в 7-9 процентов. Сами христиане утверждают, что их никак не меньше 15 процентов. Большинство среди них - последователи Коптской Церкви. Остальные христиане – католики и протестанты. Небольшая часть христиан, главным образом греки или люди греческого происхождения исповедуют православие, отдельную общину составляют армяне.
Подавляющее большинство египетских христиан не считают себя арабами. Мужчина-христианин, согласно шариату, не имеет права жениться на мусульманке. Поэтому с момента завоевания Египта в VII в. арабами, захватчики не смешивались с побежденными, если только последние не принимали ислам.
Последователи Коптской Церкви считают себя православными, но между коптами и Православной Церковью существуют некоторые догматические расхождения.
Копты говорят на арабском языке, поскольку коптский – наследник древнеегипетского языка – давно уже стал мертвым. Даже большая часть богослужения в коптских церквях совершается на арабском языке, понятном всем прихожанам.
Огромную роль в жизни христиан играет Церковь. По вечерам христиане собираются в клубы при церквях, или просто приходят провести время в церковных дворах. Здесь молодые люди знакомятся друг с другом, взрослые люди проводят время за беседой, дети играют.
Кроме того, церкви являются благотворительными центрами. При некоторых из них есть больницы. Церковные общины организуют летние поездки для детей и молодежи, курсы пения, коптского и английского языков, а также компьютерной грамотности.
«У нас Церковь служит обществу. Наши дети ездят в Александрию и Исмаилию. Много паломнических поездок», - подчеркнул Дмитрий.
Кроме всего прочего, Церковь зачастую выступает как посредник между коптами и государством. Зачастую именно церковные деятели ведут переговоры о решении многих проблем христианской общины, в Церкви же регистрируются браки или разводы между прихожанами.
Копты очень трепетно относятся к церквям и всегда готовы жертвовать на строительство храма. Вот только в Египте это не так просто сделать. Существующее законодательство, а также многовековая традиция налагают множество ограничений на строительство церквей, например, их нельзя строить рядом с мечетями, или слишком близко друг от друга.
«Мы строим церкви полностью за свой счет. Правительство запрещает нам, но мы используем все средства, чтобы получить разрешение. Приходится давать много взяток», - отметил Дмитрий.
Большинство коптских женщин в городах не надевают платки и носят европейскую одежду с короткими рукавами. Даже в церковь они заходят с непокрытой головой и только на службе накидывают платок.
Внешний вид мужчин-христиан почти ничем не примечателен. Некоторые из них носят традиционную длинную мужскую одежду – галабею, другие отдают предпочтение брюкам и рубашке.
Однако есть у египетских христиан и отличительный признак – крест, вытатуированный на правой руке.
"Делать татуировку на руке не обязательно. Некоторые из нас носят крест и на шее", - утверждает Мишель Атыйа Гиргис. Но его мнение разделяют не все копты.
"Почему же в России православные не делают такой татуировки? С шеи крест можно снять. А крест на руке – это символ того, что мы всегда со Христом и с ним никогда не расстанемся", - изумилась домохозяйка Шахина.
Тем не менее, чтобы попасть на территорию кафедрального собора, когда там служит или читает проповедь коптский патриарх Шенуда Третий, на входе необходимо предъявить охраннику крест, вытатуированный на запястье, и проверки документов не потребуется.
Копты гордятся своей долгой историей и своим происхождением от фараонов, почитают старые церкви и чудотворные иконы. Но дома, в машинах и лавках они предпочитают вывешивать современные изображения святых или просто рисунки на религиозную тему, наряду с портретами и фотографиями патриархов и почитаемых подвижников.
Во многих церквях можно увидеть надписи на стенах – "Пожалуйста, не пишите на иконах". Дело в том, что люди иногда пишут свои просьбы и пожелания свечками на стекле, покрывающем икону. Другие пишут свои послания на бумажках и кладут их за стекло иконы.
Большая часть христиан Египта живут в южной части страны – в Верхнем Египте. Именно там чаще всего происходили наиболее кровавые столкновения между христианами и мусульманами в последние десятилетия. Между тем, не всегда понятно, происходили ли эти инциденты на почве межрелигиозной розни или из-за соперничества за землю между христианскими и мусульманскими кланами. Также довольно много христиан живет практически во всех крупных городах Египта.
Со времени правления Мухаммеда Али (1769 -1849) христиане имеют статус полноправных граждан Египта – они получили такие же права, как и мусульмане и стали военнообязанными.
Тем не менее, копты значительно ограничены в своих политических правах. Президентом Египта, согласно конституции, может быть только мусульманин. Основной закон провозглашает принципы исламского шариата основным источником законодательства. Кроме того, в стране конституционно запрещено формирование партий на религиозной основе. Это, и особенности избирательной системы Египта чрезвычайно затрудняют для христиан попадание в парламент страны. Их представительство в законодательном органе во многом зависит от воли правящей Национально-Демократической партии, которая выдвигает ряд коптских деятелей как своих кандидатов, и президента Египта, который имеет право назначать 10 депутатов в парламенте и обычно среди них бывает несколько христиан.
Копты служат в армии и в полиции, но высоко по служебной лестнице продвигаются лишь немногие. Зато некоторые из них преуспевают в бизнесе. Так самый богатый человек Африки, Нагиб Саверис, контролирует египетский холдинг "Ораском телеком", который предоставляет услуги сотовой связи более чем в десяти странах Ближнего Востока и Африки. Состояние всей семьи Саверис оценивается в 8,5 миллиардов долларов.
Но в целом, у египетских христиан нет единой точки зрение на их настоящее и уж тем более на будущее. Некоторые из них считают, что единственный шанс сохранить свою религию и культуру – эмиграция в Западные страны. Но как бы ни расширялась коптская община за рубежом, Коптская Церковь остается Церковью национальной. Копты немыслимы без Египта, а Египет – без коптов. Кажется, точнее всего это отражает фраза, произнесенная когда-то покойным коптским патриархом Кириллов: «Египет – это не Родина, в которой мы живем, а Родина, которая живет в нас».































Вам это будет интересно!

  • Безымянный 101945
  • Безымянный 92422
  • Безымянный 84614


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »