Социальные сети

3. Страдание/смерть в «Повести о смуте годов Хогэн»

Здесь мы рассмотрим интерпретации страдания/смерти в наиболее раннем дошедшем до нас списке «Повести о смуте годов Хогэн» – списке Накараи. Прежде всего, приведём пример ранения и смерти Левого министра Фудзивара-но Ёринага, на который мы ссылались выше.

Император Сутоку и Левый министр Ёринага после неудачной попытки вооружённого захвата власти бегут из дворца и из столицы; во время бегства из дворца Ёринага оказывается тяжело ранен в шею стрелой, пущенной кем-то из преследователей. Оторвавшись от преследования и предчувствуя близкую смерть, он изъявляет желание повидать отца – Фудзивара-но Тададзанэ, и посылает к нему служителя дворцовой библиотеки Тосинари, чтобы договориться о встрече. Тададзанэ через того же Тосинари передаёт отказ, объясняя его так:

3.1 氏長者タル程ノ人、兵杖ノ前ニ懸ルヤ有。サ様ノ不運ノ者ニ対面セン事コソナカリナン。目ニモ見ヘズ、音ニモ聞ヘザラン方ヘ可行(半井本保元物語 中・左府ノ御最後付けたり大相国御欺キノ事)

Где это видано – чтоб человек, ставший главой рода [Фудзивара], оказался под стрелами воинов! Стану ли я встречаться с таким злосчастным? Пускай бежит туда, где его никто не увидит и не услышит! (Св. 2, «О смерти Левого министра, а также о сетованиях бывшего Великого министра»)

Значение слова «злосчастье» в данном случае весьма туманно; в исследовании понятия «судьба» в военных повестях Комацу Сигэто [Комацу 1962, 23] писал: «Думается, что за этими словами кроется мысль о том, что Ёринага не был достаточно добродетелен для того, чтобы соответствовать положению главы рода, и тем сам навлёк на себя несчастье», однако же в тексте эта мысль отчётливо не выражена, и мы воздержимся от подобного толкования данного отрывка.

Позже, узнав о смерти сына, Тададзанэ раскаивается в том, что отказал ему во встрече. Сетуя о смерти Ёринага, Тададзанэ говорит:

3.2 ナド左府一人ニシモ、矢ニ当テ、命ヲ失ケル事ヨ。・・・漢ノ高祖ハ三尺ノ剣ヲ提テ天下ヲ治シカ共、准南ノ黥布ヲ打シ時ニ流矢ニ当テ命ヲ失フ。何事モ前業ノ果ス所也。(同上)

Почему же один только Левый министр пал, поражённый стрелой?.. Ханьский Гао-цзу мечом длиной в три сяку подчинил Поднебесную, а всё же расстался с жизнью от случайной стрелы в бою с Цин-бу из Хуайнани. Всё это – следствие деяний в прошлых существованиях. (Там же)

Здесь Тададзанэ сравнивает смерть Ёринага со смертью Гао-цзу, также получившего смертельное ранение в бою, и утверждает, что подобная смерть была предопределена их кармой, созданной в прошлых жизнях.

В конце главы автор говорит, что Ёринага погиб из-за гнева божества Касуга – родового божества Фудзивара:

3.3 春日大明神ノ捨サセ給ケレバ、凡夫ノ思ヒ不可依。……何ナル罪ノムクヰニテ、カカル事出来キニケン。氏長者ニ至ナガラ、神事仏疎ニシテ、聖意ニ叶ハザレバ、我伴ハザル由、大明神御託宣有ケルトゾ承ル。同上

Если само божество Касуга изволило покинуть его, то человеку это изменить неподвластно... За какие же прегрешения [в прошлых жизнях] [1]случилось [с ним] такое? Стал он главой рода – но пренебрегал поклонением богам и буддам. Говорят, божество Касуга сообщило через оракула: «За то, что не исполняешь священную волю – отрину тебя!» (Там же)

В одном этом примере мы видим две интерпретации смерти Ёринага – кармическое воздаяние за прегрешения в прошлых жизнях, и возмездие божества, разгневанного невыполнением ритуалов поклонения «богам и будам» и неисполнением «священной воли» - воли императора либо божества.

Смерть Ёринага на неполных четырёх страницах «Повести о смуте годов Хогэн» интерпретирована как 1) «злосчастье», 2) карма прошлых рождений, 3) воздаяние синтоистского божества за пренебрежение поклонением и неисполнением «священной воли»; представим эти интерпретации так:

3.1-3.3

Страдание/смерть –

«злосчастье»

карма прошлых рождений

наказание, осуществляемое синтоистским божеством

Мотив страдания как проявления кармы прошлых рождений проявляется и в словах ссыльного экс-императора Сутоку. Бывший император, организовавший мятеж и сосланный за это на остров Оки, о своих страданиях говорит:

3.4 いかなる罪のむくひにて遠嶋にうつされてかゝる住居をするらん。(半井本保元物語 下・新院血ヲ以テ御経ノ奥ニ御誓状ノ事付けたり崩御ノ事)

За какие же грехи [в прошлых жизнях] сослан я на этот далёкий остров и прозябаю [здесь]? (Св. 3, «О том, как Новый государь-инок кровью писал клятву на сутре, а также о его кончине»)

О ссылке бывшего императора Сутоку как о кармическом воздаянии за грехи в прошлых жизнях говорится и далее, уже в качестве общего мнения, бытовавшего в то время:

3.5 新院ノ御下向ヲ見シコソ浅増ケレ。月卿雲客一人モ前後ニ無。御船ノ有様ヲ見コソ歎シケレ。・・・・・・十善ノ君万乗ノ主ナレ共、前世ノ宿業ハ猶免ルル事ナカリケルニヤ」トゾ、人申ケル。(半井本保元物語 下・左府ノ君達並ビニ謀反人各遠流ノ事)

«Сколь печально видеть, что сослан Новый государь-инок! Ни одного вельможи и царедворца нет при нём. Горестно видеть, как он влачит на корабле свои дни... Даже государю, украшенному Десятью добродетелями, повелителю десяти тысяч колесниц, не дано избегнуть последствий своих деяний в прошлых жизнях!» – говорили люди. (Св. 3, «О дальней ссылке детей Левого министра и заговорщиков»)

Сосланы оказываются и невиновные родственники мятежников. Так, после мятежа оказывается сослан и второй сын Левого министра – Моронага. В письме своему деду, Тададзанэ, он пишет:

3.6 師長幼少の時より長大の今に至るまで、絃歌文筆の才芸に携はること、是偏に帝道に仕へ忠節を尽さん為なり。而るに今忽ちこの殃に遇うて、長くその思ひを断ち候ひ畢んぬ。宿運の然らしむることを知ると雖も、愁涙に咽んで禁じ難し。(半井本保元物語 下・左府ノ君達並ビニ謀反人各遠流ノ事)

Я, Моронага, с малых лет и поныне долгие годы посвящал себя занятиям музыкой, пением и искусствам кисти для того лишь, чтобы использовать их в верном служении Пути государей. Однако же ныне, вдруг встретившись с таким несчастьем, приходится отказаться от надежды осуществить эти устремления. Понимая, что это судьба, преследующая меня с прошлых рождений, не могу сдержать слёз, что рвутся из груди. (Св. 3, «О дальней ссылке детей Левого министра и заговорщиков»)

Как в примерах 3.4 и 3.5, описывающих страдания одного из мятежников, так и в примере 3.6, взятом из слов сосланного за участие в мятеже родственника, их страдания показаны как действие кармического воздаяния за поступки в прошлых жизнях:

3.4, 3.5, 3.6

Страдание/смерть –

карма прошлых рождений

Таким образом, страдание/смерть в «Повести о смуте годов Хогэн» интерпретировано как:

1) «злосчастье»;

2) воздаяние

2а) осуществляемое синтоистским божеством (синтоистский дискурс);

2б) карма прошлых рождений (буддийский дискурс).




[1] Здесь выражение «何ナル罪ノムクヰ...» мы перевели как «прегрешения в прошлых жизнях», следуя указаниям проф. С. Сато (ун-т Тохоку). Этот риторический вопрос часто встречается в хэйанской литературе и является устойчивым выражением – сетованием на непостижимую для обычного человека карму, являющуюся причиной страданий в этой жизни.




Вам это будет интересно!

  • Пятничный юмор
  • Путешествие из Эйлата в Кфар-Сабу.
  • Российский рынок пока предсказуем
  • Безымянный 3294
  • Безымянный 89839


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »