Социальные сети



 

4. ***

«Театр начинается с вешалки», - говорил Станиславский. А с чего начинается кино? И где граница между театром и кино? Я не первая, кто задаёт подобный вопрос. И не первая, кто пытается найти для себя ответ на него. С одной стороны - что тут думать? Театр перерастает в кино, когда появляется камера, спецэффекты, съёмочная группа, киностудия и многое другое. А с другой стороны – можно ли назвать фильмом заснятый спектакль? Или фильм заснятым спектаклем? Глупый вопрос, наверное, с моей стороны, но, тем не менее, он возник. И возник не сам по себе.
Причина ему – фильм «Догвилль»...Молодой писатель Том, житель крохотного городка Догвилль, расположенного где-то в горах, однажды вечером слышит звуки выстрелов. После этого он встречает симпатичную девушку по имени Грейс, которая пришла в Догвилль в поисках укрытия от бандитов, и помогает ей остаться незамеченной. Грейс хотела бы жить в Догвилле, но для этого она должна за две недели заслужить любовь горожан, помогая им. И она справляется с этим заданием – на собрании жители решают принять её. Постепенно жизнь девушки налаживается и всё, казалось бы, идёт лучше некуда, но визиты полицейских в город сеют некие сомнения в сердца благочестивых граждан. Понимая, что Грейс от них зависима, они постепенно ужесточают своё отношение к ней, и, в конце концов, жизнь девушки становится рабством. Положение ещё более усугубляется, когда после неудачной попытки побега её буквально приковывают к Догвиллю. Но и этого горожанам становится мало, и они решают сдать героиню в руки мафии. К удивлению зрителя, оказывается, что Грейс скрывалась от своего отца, из-за ссоры с которым она и сбежала. Заканчивается же всё тем, что она переходит на сторону отца и решает жестоко отомстить горожанам за все издевательства, которые они ей причинили...
Обратимся к основной идее картины, которая, кстати сказать, очень неплохо выражена автором. Идея же эта заключается в том, чтобы показать зрителю истинную человеческую сущность, настоящее, неподдельное лицо современного американского общества. На самом деле, редкий индивид или масса, в чьи руки попадает власть, не стремится воспользоваться ей себе во благо, получить от неё максимум личной пользы. Ларсом Фон Триером показана универсальная, актуальная во все времена модель общества: оно, получив контроль над отдельным человеком или другим, меньшим и более слабым обществом, способно в неком смысле деградировать, озвереть, преступить через свои же, когда-то принятые моральные принципы. Стоит упомянуть, что фильм является частью трилогии, выход завершительной части которой ожидается в этом году, и после премьеры наделал много шума, в основном в американской массе, воспринявшей его как обвинение против себя. Возможно, таких волнений бы не возникло, если бы автор выбрал в качестве места действия какую-нибудь иную страну... Хочу отметить некоторую деталь, которая меня очень заинтересовала... Я бы назвала её «собачность». Приглядитесь к деталям кинокартины повнимательнее... Вам не кажется, что много внимания сконцентрировано именно на «собачьей» теме? Догвилль... Если попробовать перевести, получается что-то вроде «Собачья деревня». Также многократно автор делает акцент на собаке по имени Моисей. В начале он лает, почуяв в городе чужака; при неудачной попытке побега Грейс: в тот момент, когда машина с ней останавливается, и девушка уже надеется на долгожданную свободу, слышится собачий лай, и беглянка понимает по его звуку, что она снова в Догвилле. В самом же конце картины мы, вопреки ожиданиям, снова слышим этот лай! Среди сгоревшего города и расстрелянных жителей выжил только пёс!.. Моисей... Пёс с именем пророка... Возможно, в этом есть некий смысл: Моисей как бы сравнивается с Грейс, сопоставляется ей. Действительно: такой же бесправный, беззащитный перед жителями Догвилля. Так же вынужден выполнять вроде бы ненужную работу: защищать дом от кражи в городе, где никто и не подумает о ней... Пёс приравнивается к человеку, единственному человеку в городе «собак»! А Догвилльцы, безжалостные, злые, алчные, следующие своим звериным инстинктам, приравниваются животным!
И я бы могла назвать этот фильм отличным, превосходным, лучшим из лучших, если б мне не помешала сделать это одна деталь, хотя вряд ли это можно так назвать... Собственно это и есть то, что породило во мне вопросы, о которых я говорила в начале. Я говорю о декорациях. Да, это, конечно, оригинальная авторская идея, его «фишка», но, на мой взгляд, она неудачна. Продолжительность фильма – почти три часа, и наблюдать все эти три часа одну и ту же расчерченную площадку, звук хлопанья невидимых дверей, звон невидимого колокола, прополку невидимых кустиков крыжовника... Это угнетает, зрителю становится скучно. Создаётся ощущение некой комичности происходящего, действие не хочется воспринимать серьёзно... В таких условиях труднее, как мне кажется, проникнуться замыслом режиссёра, даже если он выражен настолько гениально, как в этом фильме. Театр, по словам Станиславского, начинается с вешалки, но не стоит забывать, с чего начинается кино...

Нина Колтина

Комментарий: Как и предыдущий его коллега, рецензент концентрирует свое внимание на способе режиссерской подачи материала и выносит свой вердикт уместности такого "театрального" подхода. Вместе с тем в тексте наличествует и анализ философского замысла, но полемики, к сожалению, при этом не следует. Есть ответ на вопрос "что сказано?", есть краткое одобрение замысла, но нет размышлений на тему "зачем сказано?", а в случае с этой конкретной картиной это, пожалуй, самое важное. 

5. "Догвилль"

Догвилль - это название города, в котором и развиваются все события. Город в горах, город-тупик. Город, в котором живут 15 человек. Завязкой действия можно считать выстрелы, которые слышит один из жителей Догвилля, Том (Пол Бетани). И тут же появляется девушка необыкновенной красоты. Она нуждается в помощи и защите. Именно это она и рассчитывает получить от жителей города. А почему нет? Ведь в городе живут "добрые, честные люди", хотя и небогатые, но "гостеприимные". Буквально накануне появления прелестной гостьи в городе проводилось собрание, которое устроил Том. Они встретились, чтобы ответить всего на один вопрос: способны ли жители Догвилля принять "дар", посланный им судьбой?
С самого начала фильма создается ощущение "края земли". Линия горизонта отчетливо видна, и кажется, что за ней бездна. Если посмотреть на город сверху, он похож на шахматную доску, только фигуры на ней расставлены хаотично. Декорации настолько скромны, что можно назвать их почти убогими. Голос за кадром завершает абсурдную картину. Получается, что мы слышим описание того, что и так видим сами. Этот голос словно специально заставляет нас обратить внимание на детали. Отсутствие стен позволяет одновременно видеть всех жителей, которые кажутся довольно милыми, но несколько печальными. Постепенно становится понятно, что это не печаль, это пустота. Зачем жителям маленького городка собираться на бесполезные собрания, зачем звонить в колокол каждый час, зачем быть чемпионом по шашкам, выигрывая у дурака? И вот в этой пустоте появляется "свет". Это Грейс. Она чиста, невинна, добра, скромна. (Том предлагает ей хлеб, от которого девушка отказывается, ссылаясь на то, что она нарушила одну из заповедей "Нагорной проповеди" Христа - "Не укради"). Она искренне пытается понравиться жителям города, которые решили дать ей испытательный срок. Грейс готова выполнять любую работу. Вот тут и проявляется очевидное двуличие Догвилля. Женщины завидуют Грейс: у нее белые нежные руки, она хрупкая и элегантная даже в убогом наряде. Все начинают ее ненавидеть. В мужчинах ее чистый облик пробуждает низменные животные инстинкты. Сцена насилия отвратительна в своей простоте и будничности. А где же Том, который клялся в любви, несколько раз звучит слово "Игра" в различных сочетаниях. Игра "ради спасения жизни". Вот кажется, что мы приблизились к разгадке режиссерского замысла. Но эта иллюзия появлялась несколько раз.
Финал фильма абсурден, нелогичен. Как могла добрая, милая, хрупкая Грейс опуститься до животной жестокости, что двигало ею в этот момент: жажда власти, жажда мести?.. Ее лицо перекошено от ненависти к этим людям. Совсем недавно она не могла поднять руку на ребенка, хотя от нее этого требовали. И вот она придумывает изощренную казнь: на глазах у матери уничтожить ее детей. Даже невинного младенца! Не спорю, жители Догвилля вызывают такое отвращение, что хочется кричать. Слепой, тщеславный старик, отвратительный и мерзкий, который похотливо прикасается к Грейс, Чак, жестокий и агрессивный садовник. Мать, Вера, которая не могла дать детям материнской любви. Глупая смотрительница молельного дома, не понимающая, когда и зачем надо звонить в колокол… Безусловно, все они убоги, омерзительны и гадки. Но чтобы убивать?.. Идея фильма так и осталась для меня загадкой. Неужели насилие оправдано, если тебя не приняли, обидели, унизили? Зло опять победило? И единственный способ восстановить справедливость - это сила выстрела? Если это так, то лично мне страшно.

Екатерина Уткина

Комментарий: Критик начинает свою статью "за здравие" - увлекательно пересказывая сюжет, демонстрируя полное понимание предложенной автором ситуации и даже проблески анализа. Но, к сожалению, как и у многих в финале все это скатывается к задаванию множества вопросов без ответа, неуместных в жанре рецензии. Ваша задача - рассказать читателю, о том, что ВЫ поняли из фильма, а также оценить его как художественное произведение и "социальное высказывание". Для того, чтобы внятно это сделать, нужно понимать:
- Что хотел сказать автор (что небо голубое, например...)
- Как это сказано (примитивно, пошло или, наоборот, изысканно и свежо, анализ средств!)
- Зачем это сказано (чтобы поднять какие-то актуальные для общества вопросы, чтобы напомнить о чем-то, чтобы разрушить миф, чтобы создать миф, чтобы  разбудить в людях прекрасное, чтобы сделать себе имя на скандале и т.д и т.п)
- Согласны ли вы с этим (если да, то почему, если нет - то, тем более, почему)
Нет ничего страшнее для критика, чем написать - "идея фильма так и осталась для меня загадкой". Возникает законное недоумение - а в чем тогда ваша функция? Зачем было вообще затевать этот разговор о фильме, если его смысл вам не понятен? Вы можете соглашаться с автором или нет, критиковать его или хвалить, но вы просто ОБЯЗАНЫ иметь собственную трактовку его идеи. Хотя бы одну, а лучше несколько. Не надо боятся субъективизма в своих интерпретациях, ведь в этом есть вся соль жанра: читатель приходит к вам за пониманием, информацией, мыслями, непосредственным и оригинальным взглядом на увиденное, и, естественно, вашей оценкой.














Вам это будет интересно!

  • Продолжение…
  • ПРодолжение №2
  • продолжение
  • БА продолжение 4
  • продолжение)))


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »