Социальные сети

Строительство частных домов в нашем регионе широко развернулось в последние пять лет. Отрадно, что при поддержке федеральных структур и правительства Тюменской области возможность иметь свой дом с земельным наделом для огорода и подсобных хозяйственных построек для скота, птиц и другой живности получили молодые семьи. Вокруг городов уже выросли целые коттеджные посёлки. Дома в них большей частью в кирпичном исполнении. В сёлах же, кроме каменных коттеджей, по старой традиции, вырастают деревянные избы.
По форме домá особо не отличаются друг от друга. Однако и у молодых людей сохранилось стремление оформить своё жилище, украсить по-своему, чтобы оно отличалось от соседского. Потому многие стараются внести разнообразие в декор наличников и фронтонов, крылечек и оградных ворот. Приглашают резчиков по дереву, а то и сами берутся за выпиливание узоров, зачастую не ведая о значении древней символики, известной прежним мастерам.
Тюмень старинная славилась искусными умельцами деревянной избяной резьбы. В запасниках музея изобразительных искусств, да и на некоторых улочках со столетними домиками можно увидеть такие шедевры, что дух захватывает!
***
Срубная культура на Руси насчитывает более трёх тысяч лет. Особенно славились умением вязать брёвна в срубы новгородцы. В сторону Сибири, на Восток, подальше от гнёта царских оброков, помещичьей кабалы уходили семьями целыми и целыми родами. Даже из крупных сёл старались переселиться пусть и не на столь далёкое расстояние.
Место под будущий дом выбирали «специалисты» этого дела – лозоискатели с помощью веточки ивы, вербы (отсюда и волшебная палочка в народных сказках). Это можно сравнить с современными методами поиска благоприятных энергетических полей, правда, уже посредством металлических «палочек».
Если же хотели переселиться подальше, поднимали скот и гнали его в течение суток. То место, где животные ложились отдыхать, и выбирали под будущий дом, опахивали этот участок по кругу.
Лес рубили для избы только в осенние и зимние морозные дни полнолуния, когда капилляры дерева сужались до минимума и строевой лес приобретал необыкновенную прочность. Дерево должно обязательно упасть вершиной на восток. С востока появляется солнце, там живёт Бог, оттуда идёт свет. Неслучайно во всех культурах народов мира сохранилась традиция молиться на восток, да и церковные кресты направлены строго в эту сторону света. Если же дерево падало на запад, его не брали: считалось, что в нём нечистая сила. Лесину старались выбрать лесину с нечётным числом венцов. К строительству дома приступали на растущем месяце, ближе к 1 марта. Для защиты от нечистой силы в старину снизу под дом клали голову лошади, шерсть, деньги. В четыре угла укладывали камни, принесённые с разных мест. А под первое звено сруба – воск, зерно, ладан.
Сруб составляли из ряда венцов с выпуском концов бревён по углам.
Слово «изба» звучало первоначально как «истьба, истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри, а значит, служило надёжным укрытием от холода и ненастья. Рубленые «с остатком» избы не так сильно промерзали по углам и предохраняли от загнивания сруб.
***
Рубили избу, как песню пели – радостно, оттого и вырастали из-под топора мужиков не просто деревянные клети под крышей, а сказочные терема! И всяк своё лицо имел. Кстати, лицом дома являлось окно главной комнаты – горницы, тоже всегда направленное к востоку. А дорога вдоль главных окон получила название у+лица=улица. Потому и доски укрепляющие оконные рамы, имеют название от этого же корня – наличники. Их украшали особо тщательно резьбой с символикой благополучия, достатка, плодородия, бесконечности – вечной жизни. Делались они «по достатку» семьи. Одни скромными. Другие богатыми, с фронтонами, карнизиками, колоннами. По наличникам можно было судить о «финансовом положении» хозяев. Но в орнаментах наличников любого дома всегда присутствовало солнце в виде колеса, круга с лучиками-полосками. Наличники были не только украшением, они защищали дом от холодов – прикрывали проёмы и щели между окнами и брёвнами. Именно поэтому до сегодняшних дней бревенчатые дома в деревнях строятся непременно с наличниками.
***
По представлениям наших предков, дом должен был представлять собой колесницу, «летящую» навстречу солнцу. Части строения тоже имели свой смысл. Если подполье – это мир подземный, потусторонний, тёмный, то сама изба – это явь, главное место в ней занимала красная комната (горница, заревная) – здесь место хозяина (женщине отводилась западная сторона дома в закутье, а куть, запад – там нечистая сила живёт. Дискриминация, конечно, но таковым было положение женщин в укладе старорусских деревень.
Мир небесный – правь – олицетворяла крыша («Правда, на небе живёт, кривда на земле»). Все её или хотя бы фронтон, красили голубым, синим цветом. Оберегами, символами этой части дома, являлись птицы. Лицевая сторона крыши вся была в богатой резьбе.
Границей между явью и правью была несущая верхняя балка – матица. На неё укладывали овечью шкуру или полушубок вверх шерстью и вырезали колесо с шестью спицами или восьмиконечный крест.
***
Печной столб (кон) – основа избы. Сама печь символизировала тёмную сущность. «Не выноси сор из избы» – эта поговорка имеет сегодня иной смысл, а возникла она оттого, что сор всегда сжигали в печи.
Порог являл собой раздел между «тем» и «этим» мирами, потому что под ним хоронили некрещеных младенцев. Отсюда и обычай ничего не передавать через порог, не здороваться. «Не садись на порог лицом на улицу – себя забудешь!»
На входной двери «четверговой» свечой выжигали крест. Оберегами также были топор под первой лавкой за дверью в избе, развешанные на ограде горшки, подкова на воротах.
***
К дому относились, как к святыне. Ведь это место, где человек не только живёт и отдыхает, но и чувствует себя защищённым. Дом – хоромина – храмина. Продолжить этот ряд можно дальше: хранить-схорониться-храм. «Дом мой – храм мой».
Если посмотрите на очень старые дома староверов в Исетском районе, то заметите, что окна в них расположены очень высоко. Помня гонения от царя и правящего патриарха за отказ платить двойную дань, староверы так устраивали жилища с целью защиты от мытарей и отрядов государевых.
Хорошо описано у Валентина Распутина в «Прощании с Матёрой» трепетное отношение людей к своим избам.
«Белить избу всегда считалось напраздником; белили на году по два раза – после осенней приборки перед Покровом и после зимней топки на Пасху. Подготовив, подновив избу, выскоблив косарем до молочно-отстойной желтизны пол, принимались за стряпню, за варево и жарево, и крутиться возле подбеленной же печки с гладко вымазанным подом, среди чистоты и порядка, в предчувствии престольного праздника, было до того ловко и приятно, что долго-долго не сходило потом с души светлое воскресение.
Но потом ей (Дарье – А.Л.) предстояло готовить избу не к празднику, нет.
<…> Не обмыв, не обрядив во всё лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут – так принято. А как можно отдать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье?
<…> Стояла, стояла, христовенькая, лет, поди, полтораста, а теперь всё...
А тут ещё зашёл один из пожогщиков и подстегнул, сказав:
– Ну что, бабки, нам ждать не велено, когда вы умрёте. Ехать вам надо. А нам – доканчивать своё дело. Давайте не тяните.
И Дарья заторопилась – не то, не дай Бог, подожгут без спросу.
<…> Увидев наведённую известку, Катерина виновато сказала:
– А я свою не прибрала.
– Ты же не знала, как будет, – хотела успокоить её Дарья.
– Не знала, – без облегчения повторила Катерина.
<…> Самое трудное было исполнено, оставалась самая малость. Не давая себе преткнуться, Дарья повесила на окошки и предплечье занавески, освободила от всего лишнего лавки и топчан, аккуратно расставила кухонную утварь по своим местам...»

***
Человек всегда выходил из дома с молитвой, но и возвращался также с радостью и надеждой на благополучие в семье. В одном ротапринтном издании дореволюционного периода я встретил вот такой текст, который, конечно, является не молитвой, а скорее, заговором-словинкой. Однако смысл в нём весьма значительный жизнеутверждающий.
«Как для священника алтарь, дом для меня всегда святыня. Иду домой, как в Божий храм, заранее очиститься стараюсь от всякой скверны, ненависти и вражды.
Стараюсь в Божий храм прийти; чтоб принести своей семье блаженство, счастье и надежду. Хочу в душе своей нести неугасимый Божий Дар любви, добра, сочувствия и ласки.
Я знаю, в жизни непреклонным надо быть, когда приходится сражаться со злом, предательством и ложью.
Дòма нежность, доброта и ласка должны быть постоянны, нерушимы, как гранит.
Иду домой, как в Божий Храм. Очищенный и осветлённый, исполненный насквозь Божественным святым ярчайшим светом».











































Вам это будет интересно!

  • Мой храм.
  • Dafosi (Храм Большого Будды)
  • В мадридском предместье строится храм из мусора
  • Храм солнца,Конарк.
  • ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА. ИСТОРИЯ.


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »