Социальные сети

ДВОЕТИПИЕ

21.09.2017
 

Нам представляется, что всё многообразие человеческих отношений внутри любого социального сообщества сводится к двум типам и их возможным сочетаниям. Эти типы – авторитаризм, иерархия или равенство, конкурентная свобода. Если же вспомнить марксистскую терминологию – социализм и рынок, внеэкономическое принуждение и купля-продажа. Там они рассматриваются не просто как полярные, а как антагонистические, или – или, взаимоисключающие. Первому типу, социалистическому, однозначно отдается предпочтение.
Известный экономист А.Илларионов в своем интервью журналу «The new times» утверждает, что в нынешней России нет капитализма. Поясняя, что же следует понимать под термином «капитализм», он считает, что хотя в стране есть и денежное обращение, и частная собственность, и рынок, её нельзя считать капиталистической, пока эти ценности не имеют должной правовой защиты, как и демократия в целом. Остается неясным, когда же соединение этих элементов составит, наконец, полноценный капитализм. Стоит на этом остановиться.
Марксизм не оспаривал учение А.Смита о роли рыночной конкуренции в регулировании производства, в его адаптации к потребительскому спросу общества. Более того, в первом томе «Капитала» самые захватывающе красочные страницы – описание вслед за Смитом механизма этого приспособительного процесса. Но однажды Маркса напрямую спросили ,чем он думает заменить рынок, который исчезнет, если ликвидировать частную собственность. Маркс сказал, что надо сделать революцию, а там видно будет. Важнее всего убрать частную собственность, как де источник всех тогдашних социальных бед. Так повелось ещё с социалистов-утопистов и до научных социалистов. Если кто-то и был знаком с рынком (хотя бы по Смиту), то порядков на производстве не знал никто. Да их и не описывали инженеры человеческих душ – что там интересного? Разве что Артур Хейли в «Колёсах», и то вскользь. А научным социалистам не читали институтский курс «Организация производства». На что же там стоит обратить внимание? А вот на что.
Когда производственный процесс выстроен в виде технологической цепочки с разделением труда по профессиям, в ходе него никто никому никогда нигде ничего не продает. Факт заурядный, к тому же отрицательный (отсутствие продаж), а потому и незамечаемый. И такой порядок везде, во всем мире, на всех континентах, во всех странах, независимо от социального строя или национальности. И так всегда, с первых мануфактур. Скажем, в России – что при царе, что при Сталине, что при Ельцине.
А почему же так? Почему за два с половиной века после Смита у него не нашлось продолжателя, который бы сообразил, как внедрить в самоё производство обратную связь, рыночные отношения, как использовать их могучую направляющую силу на общую пользу, на совершенствование организации деятельности людей внутри самого производства. Ответ странный, неожиданный - внутри фирмы частной собственности нет. Кому бы фирма ни принадлежала, внутри неё вся собственность едина, фирме же и принадлежит. Нет на фирме ни одного станочника, владеющего внутри неё отдельным станком. Всё в руках фирмы. А сам себе не продашь. Потому при любой революции человеческие отношения внутри производства не меняются. Можно вывести на тачке хозяина из ворот, можно сгноить его в Соловках или прикончить на Колыме, можно поставить на его место умнейшего и хваткого красного директора, рынка там не будет. Все призывы марксистов к ликвидации частной собственности не имеют никакого отношения к порядку на производстве – её там и так нет, нечего ликвидировать. Тяжёлая артиллерия революции ударила мимо цели, разведчик перепутал цели. Социалистическая революция не может ничего изменить на производстве. Она лишь убивает рынок. Умудренный кратким тогда советским опытом Ленин торжественно возгласил очевидную истину: социализм – это учет. А российский обыватель добавил наблюдение: стоит учесть пшено, оно тут же исчезает, и так любой продукт. Точно по А.К.Толстому:
«Такой навёл порядок –
Хоть покати шаром!»
Рынок погиб, а за десятки лет, вопреки ожиданиям Маркса, замены ему не нашлось. И не видно на подходе. А у революционеров детская логика:
Несчастная кошка поранила лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И ещё вспоминается султан, очень любивший приближённых лечить от зубной боли путем отсечения головы.
Несведущим пора пояснить, что внутри любой фирмы (в том числе и частной) рынка нет, там альтернативный порядок – иерархия, как в армии. По поговорке «ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак». Там всеобъемлющее планирование, административно-командное управление, вместо демократии – производственная дисциплина на основе конкретных для данной фирмы правил внутреннего распорядка, иногда – свобода бастовать, обычно - свобода уволиться. Простые заповеди наёмного труда: «Делай, что велят, получай, что дают». Способности и труд оценивает начальник, иных способов оценки природа не придумала. Этот, вполне суверенный социализм, можно назвать микросоциализмом. В противоположность ему государственный социализм можно считать макросоциализмом. Он отличается не только своими размерами, но и областью применения – не на производстве, а взамен рынка. Однако, сущность организации общества сохраняется – это иерархия взамен конкуренции и свободы. Она, очевидно, сильно уступает рыночной свободе в эффективности, но на своём месте, в современном производстве, социализм, увы, незаменим. Попутно стоит отметить, что применительно к микросоциализму прилагательное «суверенный» вполне уместно и не несёт иронического оттенка. В этом отличие от «суверенной демократии», которая слишком похожа на осетрину второй свежести. Кстати, социализм много старше своего названия, как и рынок и капитализм.
Вот теперь можно дополнить Илларионова простым определением:
«Капитализм – сочетание рынка для распределения товара и социализма для его производства». Этакий тянитолкай, гегелевское единство противоположностей, хаоса и порядка. Такая двойственность присуща не только экономике в целом но и каждому её участнику. Любая производственная фирма – двуликий Янус: внутри она – ячейка социализма, а на рынке – полноценный капиталист, купец. Так и любой наёмный работник в рабочее время – винтик машины, а выйдя из проходной – полноправный покупатель, сам себе экономист. Где тут правые, а где тут левые?
Это не досужая придумка доморощенного мыслителя, а коллективное творчество человечества, комплекс взаимно дополняющих формаций, естественно вызревший в ходе эволюции. Такая модель адекватно описывает структуру отношений в современной цивилизации. Её можно обозначить, как модель ДРАП: демократическое распределение – авторитарное производство.
Что же касается современной России, комплекс этот перекошенный, поллошади социализма и полрябчика рынка. Как говорится, мазать уже можно, есть ещё нельзя.
23.12.07 В.Чудов Москва 582 2349






















Последние новости


Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
Читать далее »

Шаг 4. Выбор системы налогообложения

Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
Читать далее »

Аренда помещений

Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
Читать далее »

Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
Читать далее »

Карточка

С образцами подписей и оттиска печати ...
Читать далее »

Форма

Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
Читать далее »

Уведомление

О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
Читать далее »