Социальные сети

Мещанство
МЕЩАНИН
-а, мн. -ане, -ан, м. 1. В царской России: лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников. Городской м. Служащий из мещан. 2. Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества. || ж. мещанка, -и. || прил. мещанский, -ая, -ое.

необходимые признаки, характеризующие мещанство как социальное явление:
- индивидуализм (эгоцентризм);
- склонность к наживе, накопительству;
- примитивизм морали и этики;
- уверенность в абсолютной правильности своего образа жизни и системы ценностей и, соответственно, нетерпимость к иным жизненным целям и устремлениям.

Только при наличии всех четырех признаков отдельное лицо можно характеризовать как мещанина. Определяющим, при этом, является четвертый признак, именно он составляет суть мещанства.


А.П. Чехов говорит устами одного из своих героев: «Пока с обывателем играешь в карты и закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Здесь нужно заметить, что во втором случае герой Чехова имеет дело уже не с собственно обывателем, а с мещанином - именно он способен на «тупую и злую философию», защищая свой образ жизни и свои жизненные ценности.

Максим Горький: Мещанству противен дух творчество, "законно-зверячья жизнь", "пожирает личность изнутри", равняется на "золотую посредственность", стремится к сытости, покою, наслаждению как спасению от чувства конца. Кажимость. (См. :Семенова С. Человек идеальный и реальный в творчестве Горького. В кн.: Семенова С. Метафизика русской литературы. Т. 2. М.: Порог, 2004. С. 7-39).

Герцен "впервые употребил слово "мещанство" в двух смыслах" - сословно-экономический и широкий, этический.

За ним Иванов-Разумник: "интеллигенция - внеклассовая, внесословная, преемственная группа" (как и мещанство), но интеллигенция ориентирована этически как анти-мещанство, ее этика характеризуется "творчеством новых форм и идеалов, активным проведением их в жизнь с целью освобождения личности в физическом, умственном, общественном и личном отношении. Важнейшая черта интеллигенции - ее индивидуализм, приоритет личности ... борьба с вековечным злом человеческой жизни: узостью, посредственностью и безличностью". "Мещанство - узость формы, плоскость содержания, безличность духа". При этом между интеллигенцией и мещанством существует диффузия, в любом интеллигенте есть элементы мещанства.

Горький: два типа индивидуализма - мещанский, эгоистический, и пролетарский, коллективистский.

Мережковский: мещанство как хамство и рабство. Овсяннико-Куликовский: надо быть терпимее к мещанству, оно вечно, это "устойчивое душевное равновесие, приобретаемое человеком, когда он приспосабливается к окружающей среде со всем ее культурным, идейным, моральным достоянием. Он противопоставлял мещанству не пролетариат и не интеллигенцию, а отщепенство". Франк определял интеллигенцию не как антитезу мещанству, а "как идеальное собирательное название для всех людей, обладающих оригинальной духовной жизнью или стремящихся к торжеству индивидуализму".

Но у реальных интеллигентов (появившихся в 60-е гг. 19 в.) есть реальные недостатки. Кроме этой интеллигенции, есть интеллигенция радикальная, сформированная Лавровым, идейно сплоченная вплоть до сползания в мещанство (самоцензура, кружковщина). Франк воспротивился привлечению Разумника в "Вехи", а тот на вопрос о смысле жизни давать три ответа: "Мистическая теория прогресса позитивная теория прогресса и имманентный субъективизм" - защищал последний. Я бы добавил, что интеллигенция есть порождение мещанства, выделяемое мещанством, чтобы не погибнуть, а жить вечно, и лишь вместе с мещанством интеллигенция может дать желанный средний класс как некое бесклассовое сообщество, в котором интеллигент, как джентльмен в Англии, будет просто нормальным обозначением всякого человека и его этического кодекса.

Бердяев:
«Самодовольная мещанская семья – замкнутая ячейка, в которой эгоизм личный помножается на эгоизм семейный, процветает не у нас, русских, не у славян, а именно у парижан, которые почему-то известны миру лишь со стороны своей развратной репутации. Мещанство есть обратная сторона необузданной жажды наслаждений. Мещанские нормы – плод неверия в благородное самоограничение человека. И подлинная бытовая свобода, свобода от ложных условностей и лицемерных норм есть только у русских. У русских есть открытость духа. Нигде нет такой погони за наживой, за жизненным успехом, такого культа богатства и такого презрения к бедности, как у парижан. Французы скупы, делают экономии и полны мещанского страха перед необеспеченным и неблагоустроенным положением. Мещанская Франция возвела личный и семейный эгоизм в добродетель. Эта Франция совсем не так легкомысленна, как это кажется при поверхностном с ней знакомстве. Легкомысленны в земных делах именно мы, русские. Герцен почуял это победное шествие царства мещанства и содрогнулся от отвращения, искал спасения от него в России, в русском крестьянстве1.

Недаром во Франции явился великий изобличитель мещанства Леон Блуа, написавший гневное истолкование "обоих мест" мещанской мудрости,– рыцарь нищеты в мещанском Париже. Мещанство – метафизическая, а не социальная категория. И социализм проникнут духом мещанства. Природа мещанства атеистическая, безрелигиозная. Мещанская жизнь есть жизнь поверхностных оболочек человека, выдаваемых за ядро, за глубину и сущность жизни. В мещанской жизни начали погибать национальные добродетели французского народа: их способность к героизму и к великодушию, их свободолюбие и бесстрашие перед смертью. В мещанской Франции, богатой, устроившейся и самодовольной, нельзя уже было узнать страны Жанны д'Арк и Наполеона, великой революции и великих исканий свободы. Жажда богатства перешла в бесчестность и подкупность. Политические формы исчерпались до конца. Все дошло до предела, за которым уже – разложение и смерть. Мещанство постепенно убивало душу. А сказано христианскому миру, что больше нужно бояться убивающих душу, чем убивающих тело. Теперь начали убивать тело – оболочку человека, но, быть может, душа, ядро человека, от этого возродится. Ибо для души убийственней сидеть по колени в мещанской жизни, чем по колени в воде сидеть в окопах.

Мещанская жизнь в Париже стала столь душной, столь убийственной для души, что только великие катастрофы и великие испытания могут очистить и освободить человека от мещанства. Самодовольная и замкнутая мещанская жизнь начала уже верить в свое земное бессмертие, в свою дурную бесконечность. Но оставить человека в этой вере в непоколебимую прочность мещанского царства значило бы допустить гибель человека, смерть его души. Есть в мире высшие силы, которые не могут этого допустить. И неизбежно должно было раскрыться миру, что в самой глубине буржуазной жизни лежит уже семя великой войны, великой катастрофы. Нельзя вечно жить мирной буржуазной жизнью довольства; для самих целей буржуазной жизни нужно воевать с великими жертвами и страданиями. В этом есть внутренняя диалектика, изобличающая ложь жизни.

Причины, породившие слишком мирную буржуазную жизнь, породили и войну. Эта таинственная диалектика особенно чувствуется в Париже, во Франции, в стране совсем не милитарной. Буржуазный и веселый Париж ныне призывается к подвигу и совершает подвиги. Он обливается кровью. Через великие испытания и потрясения вновь пробудится героическое у французов, опустившихся до слишком самодовольной мещанской жизни».
(Бердяев, СУДЬБА ПАРИЖА, Оп.: Судьба Парижа. - Биржевые ведомости. - 22 нояб. 1914. - №14510. - (Клепинина, №181)

А.В. Луначарский: «Мещанин действительности либо низкопоклонен, жалок, блудлив, труслив, стыден вследствие слабости и приниженности..., либо бессовестен, нагл, жаден, если представляет из себя сливки мещанства, всплывающие наверх».
Образцы «народной мудрости», выражений, хорошо показывающих отдельные стороны мещанского образа мысли: «Моя хата с краю, ничего не знаю!», «Своя рубашка ближе к телу!», «Я - не солнышко, всех не обогреешь!», «Я - не я, и лошадь не моя!», «Что, мне больше всех надо?», «Держи нос по ветру», «Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше», «После нас - хоть потоп», «Сегодня съедим твое, а завтра - каждый свое», «С деньгами и без ума проживешь», «Каждый сверчок знай свой шесток» и множество других.
Братья Стругацкие характеризуют мещанина, как индивидуалиста, эгоиста, довольного собой и всегда уверенного в себе, недоступного для идей глупца; он ленив интеллектуально, уверен, что смысл жизни заключается в удовольствиях и развлечениях, а работа является лишь средством к добыванию денег и славы. Как мы видим, обладать подобными качествами может, в принципе, человек любого общественного статуса и положения.

Здесь нужно, на наш взгляд, отличать мещанина от простого обывателя. Мещанин самоуверен и нетерпим, он не стесняется презирать другие точки зрения и превозносить свою, как единственно правильную. При этом он, однако, примитивен в интеллектуальных запросах, любую проблему склонен упрощать и низводить до банальщины. Обыватель же по обыкновению проще мещанина, он занят своими повседневными проблемами и ни о чем, кроме них, не думает, не участвует в дискуссиях, не отстаивает своей точки зрения. Обыватель просто существует без особых претензий, запросов и лишних мыслей. Обыватель выскажет свое мнение по тому или иному вопросу, но, в силу примитивности мышления, не будет категоричен, он не склонен абсолютизировать. Его образ жизни и образ мысли - это образ жизни и образ мысли подавляющего большинства. Обыватель становится мещанином тогда, когда в обществе возникают необходимые условия для такого превращения - а именно: появления массовости, так называемой массовой культуры.

Статья А. Тарасова «Долой продажную буржуазно-мещанскую культуру посредственностей, да здравствует революционная культура тружеников и творцов!» http://www.krotov.info/lib_sec/19_t/tar/asov2000.htm
Откровенно порадовала!

Надо проследить его дальнейшие творения.
















Последние новости


Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
Читать далее »

Шаг 4. Выбор системы налогообложения

Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
Читать далее »

Аренда помещений

Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
Читать далее »

Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
Читать далее »

Карточка

С образцами подписей и оттиска печати ...
Читать далее »

Форма

Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
Читать далее »

Уведомление

О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
Читать далее »