Социальные сети

 

- Но в 1971 году…

- Я закончил университет…

- И стали работать в Институте технической кибернетики Словацкой академии наук. Вы работали и продолжали, с одной стороны, эту деятельность в тайной церкви, а с другой стороны, Вы стали общаться и с запрещенными художниками. Можно об этом подробней?

- Меня всю жизнь сопровождают такие якобы случайности в Его руках. В 1971 году я закончил университет и пошел в армию близ города Банска Бистрица. И там мы, разумеется, скучали – ну, знаете, армия (смеется). И там с нами был и один художник. Я ему однажды дал прочитать книгу, которая мне очень нравилась, Игнац Лепп, «Вера в современном мире». Игнац Лепп был марксистский философ, который под влиянием идей Тейяра де Шардена обратился, и в этой книге он рассказал о своем обращении, изложил свою веру. И я эту книгу дал прочесть этому художнику, Милану Бочкаи[i], безо всякого умысла, а потом он пришел ко мне и сказал, что я ему через эту книгу вернул веру его детства, и он теперь хочет открыть для меня живопись. Его жена[ii] тоже художница, я потом у нее был восприемником при миропомазании, и так я и оказался в кругу молодых художников, с четко сформированными взглядами – это были антикоммунисты, которые делали абстрактное искусство, очень интеллектуальную живопись, и с ними я подружился. Их уже «списали» в рамках «нормализации», поэтому они создали своего рода параллельную структуру. Выставляться им было запрещено, так что они издавали альбомы. Это означает, что, например, 24 человека дали 24 произведения, собрали альбом, и потом каждый из них получил один из этих альбомов. Так в те времена, когда нельзя было проводить нормальные выставки, возник очень интересный феномен. А потом уже стали проходить и независимые выставки, оформленные как листы в альбомах.

- Это было как бы общесловацкое объединение художников?

- Не совсем, это были просто спонтанные встречи художников, которые не могли официально выставляться, и многих из них преследовали. То, что потом и в Москве было тоже.

У нас в Академии наук, я должен сказать, была очень либеральная атмосфера. Это был не какой-нибудь идеологический центр, а Институт технической кибернетики, у нас был очень хороший директор, порядочный. И через Социалистический союз молодежи, хотя я и не был его членом, мы сделали выставку этих молодых художников у нас в Академии.

- А когда это было?

- У нас в Институте первая выставка прошла в 1978 году. И это был просто разрыв бомбы, кругом стояла глубокая нормализация, а там были все, все известные художники, там собрались все значительные имена. Потом мы сделали еще одну выставку, в Смоленицах – это рядом с Братиславой, там есть замок, в котором расположен Конференц-центр Академии наук. А потом в 1979-м году мы сделали выставку в центральном вестибюле, где ходила вся Академия наук, и там уже появились и новые люди. И эта выставка вызвала шок, просто хаос. Там побывала госбезопасность, поскольку это было во времена «Хартии-77»[iii], и самое интересное, что они уже видели в этом альтернативу, и с тех пор мы летали по допросам – только пятки свистели. Мы сняли выставку, а потом две мои приятельницы, которые ходили в наши религиозные кружки, из другого института, не технической, а прикладной кибернетики, продолжали эти выставки: еще три или четыре, а может, и больше им удалось провести. Но важно было еще и то, что эти люди там сблизились по-человечески, вопреки разнице поколений, и в конце концов в 1989 году они основали так называемую группу «А-R», «Avance-Retarde», и сегодня это известная группа, которая уже вошла в историю изобразительного искусства. Я теперь стараюсь, чтобы у всех ее членов появились собственные монографии. После первой выставки в Академии мы разговаривали с Бочкаи, и он мне сказал: «Ты не понимаешь, что ты делаешь!» Я и правда не понимал,  для меня это было развлечение, а тем временем там возникало нечто, что стало частью словацкой истории, сформировало целое поколение, позицию поколения.

- Давайте вернемся к Вашей деятельности в тайной церкви.

- Итак, в семидесятых годах я создавал эти студенческие кружки. Сперва я занимался Электротехническим факультетом университета, уже один, а потом отвечал за все вузы. И еще у меня был один собственный молодежный кружок, который собирался у меня. Что касается студентов, там нужно было для каждой группы найти квартиры, минимум две, потому что каждую неделю их нужно было чередовать, найти тайного священника, для всех нужно было организовать «духовное обновление», духовные упражнения, нужно было добывать литературу, координировать работу кружков, - всем этим я занимался вплоть до восьмидесятых годов, до второй половины восьмидесятых годов.

Важно сказать, что гигантской вехой в истории тайной церкви в Словакии, в Чехословакии стали выборы Папы римского, Иоанна Павла II. Помню, мы были у меня на квартире, был там Владо Юкл, и мы включили «Радио Ватикана», включили мой старый приемник, оставшийся еще от отца. И когда там сообщили, что новый Папа – Иоанн Павел II, Кароль Войтыла, так Владо нас начал обнимать и повторял: «Вы представить себе не можете, что это означает». И мы действительно не могли себе представить, чем этот Папа станет для Словакии, что это будет такое явление, какого не бывало за всю историю словацкой церкви. Нам это добавило смелости, потому что Войтыла очень близко дружил с Сильво Крчмери, еще с тех времен, когда он был в Кракове кардиналом. И к нам стала ходить его приятельница, личный врач Папы, Ванда Полтавская, и каждый раз, когда она поездом ехала в Рим, она останавливалась в Братиславе, встречалась с Крчмери и Корцом, ехала дальше, а когда возвращалась, приносила известия от Папы. И – я не выдумываю – каждый раз, когда Ванда Полтавская приезжала, она говорила Сильво Крчмери: «Папа тебе передает, что на каждой своей утренней мессе думает о тебе, и через тебя – обо всей Словакии». Кроме того, Папа на Пасху, на Рождество, когда на праздничной мессе на разных языках произносил поздравления, начал говорить и по-словацки. Ну, тут и нам уже надо было себя показать! Так мы начали делать самиздат…




[i] Милан Бочкаи (Milan Bočkay, 1946) – словацкий художник. Закончил Школу художественного промысла и Высшую школу изобразительного искусства без каких-либо трудностей (следует сказать, что его учителями были Рудольф Фила, Петер Матейка), однако в 1972-м его исключают из Союза художников вместе с его молодыми, еще не зарекомендовавшими себя ровесниками: как считает сам Милан, «для статистики». Отныне Бочкаи –зарабатывает тем, что от случая к случаю преподает в различных художественных школах, например, подменяя заболевших преподавателей; был он и художником-декоратором в Доме чехословацко-советской дружбы, но в 1981 году его уволили. В 70-е годы знакомится со всем братиславским художественным андерграундом; несмотря на официальный запрет, молодые художники находят возможность выставляться в самых неожиданных местах. В 1990 году вместе со старыми друзьями супруги Бочкаи создали творческую группу A-R (Avance-Retard). С тех пор произведения Милана Бочкаи выставлялись на многих уже вполне легальных выставках в Словакии и за рубежом, в частности, в Музее Людвига в Будапеште, вышла и монография о его творчестве (Jiří Valoch. Milan Bočkay. Prešov: Vydavatelstvo Michala Vaška, 2005. – 149 s.). Художественный стиль Бочкаи – аналитическая живопись, он активно использует принцип trompe loeil – обман зрения; одна из основных тем его творчества – соотношение реальности и иллюзии.

[ii] Клара Бочкайова (Klára Bočkayová, 1948) – словацкая художница. Ее девичья фамилия – Омилякова (под этой фамилией в 1981-1982 годах ей удалось провести две индивидуальные выставки). Разделяла непростую судьбу своего мужа; воспитывала сына, иллюстрировала книги, писала картины. Ее работы продолжают выставляться как в рамках групповых выставок A-R, так и на индивидуальных выставках в Словакии, Чехии, Венгрии, Словении, вышла посвященная ее творчеству монография (Jiří Valoch. Klára Bočkayová. Prešov: Vydavatelstvo Michala Vaška, 2005. – 129 s). Многие произведения Клары Бочкайовой выполнены в технике фроттажа; один из ее излюбленных приемов – копирование и ироническая деформация мотивов и образов, заимствованных из народного творчества.

[iii] «Хартия-77» (Charta 77) – общественное движение, начало которому послужила опубликованная 1 января 1977 года Декларация, где власти Чехословакии призывались к соблюдению Хельсинкских соглашений. «Хартисты» формировали активное ядро правозащитной оппозиции в Чехии. «Хартия-77» официально прекратила свое существование в 1992 году.

 




Вам это будет интересно!

  • Франтишек Миклошко: “Это чудо, что мы еще живы”. Ч.4
  • Франтишек Миклошко: “Это чудо, что мы еще живы”. Ч.6
  • Пятничный юмор
  • Коротко о минувшем
  • Здравствуйте всем.


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »