Социальные сети

- А Вы знали о «Хартии-77», Вам не предлагали ее подписать?

- Знал, но у меня не было ни с кем контактов, никто мне ничего не предлагал. В семидесятых годах мы были изолированы друг от друга. Чехи, которые были в центре «Хартии», нас даже не знали. Только позднее они начали узнавать наши имена, мы долго жили в своеобразной анонимности. Это был принцип в Словакии, и Корец, и Юкл, и Сильво Крчмери защищали тезис, что мы не можем идти в политику. У Яно Чарногурского[i] была эта привилегия, но из-за этого его держали немного в стороне от нас. Он был наш друг. И когда готовилась демонстрация со свечами, руководство тайной церкви решило, что я ее буду собирать, потому что если бы ее собирал Яно Чарногурский, нас бы обвинили, что это политическая акция. Так я стал исторической личностью, а Яно остался на периферии (смеется)  В общем, наши руководители не хотели, чтобы мы шли в политику.

Первый раз мы выступили публично, думаю, в 1983 году, когда арестовали францисканцев. Да, это было в 83-м, в Вербное воскресенье. Потом мы с Сильво Крчмери вдвоем ходили по Словакии и собирали подписи за освобождение францисканцев. Это была первая подписная акция в Словакии после 1968 года, и это был большой успех, потому что там каждый указал свое полное имя и адрес, и это были провинциалы орденов и другие заметные люди. То есть первый общественный протест после 1968 года здесь – это была подписная акция за освобождение францисканцев.

- Когда Сильво Крчмери и Владо Юкл не позволяли вам идти в политику, они вас защищали таким образом?

- С одной стороны, они нас защищали, а с другой стороны, кардинал Корец отстаивал тезис: «У нас могут отнять все, но не малые общины». Это был принцип. Малые общины должны умножаться. Можно отнять самиздат, можно схватить и посадить редакцию журнала, но малые общины ликвидировать нельзя.

- Какие черты в среде тайной церкви в семидесятых годах Вы бы выделили в первую очередь?

- Думаю, я дал самое лучшее определение тайной церкви (смеется): к тайной церкви относилось все, за что грозили преследования: увольнение с работы, лишение пастырского разрешения[ii], тюрьма. Это означает, что тайная церковь в строгом смысле слова была повсюду. Часто духовные упражнения украдкой проводились в приходских церквах, их вели приходские священники, на нелегальные встречи тоже нередко приходили обычные приходские священники. Все эти слои пересекались, и в этом была огромная сила тайной церкви в Словакии. Но тем не менее существовали определенные четкие структуры. И эти структуры образовывали в первую очередь монашеские общины, мужские и женские. Тайная церковь, вообще говоря, возникла в 1950-м году, когда разогнали ордена: в апреле и мае – мужские, в августе – женские. Ордена тем не менее продолжали существовать и после разгона. Начались тайные рукоположения: первым стал епископ Побожны[iii], но он быстро оказался в изоляции, затем Гнилица[iv] был тайно рукоположен в епископы, но и это скоро открылось, и следующим был Корец. Корец получил указание, что год он не может открыто выступать как епископ; а потом он уже и сам начал рукополагать. Так что тайная церковь здесь существовала уже в 50-60-х годах. В 50-х она находилась под самой страшной угрозой, но при этом жила самой интенсивной жизнью; в 60-х годах пришел последний удар по орденам, и наступила уже некоторая стагнация. Так или иначе, в 50-х годах Корец тайно рукополагал священников. Но в то время тайная церковь как бы сосредоточилась на себе: ордена, мужские и женские, стремились выжить, они не принимали новых членов. А после 68-го наступило качественное изменение. Ордена начали принимать людей, которые чувствовали в себе призвание ко священству, к монашеству. Новые тайные монахи и монашенки начинают жить это призвание, они учатся, готовятся к рукоположению, выполняют миссию своих орденов. Некоторые рукоположения осуществились в тюрьмах. Корец в тюрьме в Вальдице в 60-х годах рукоположил не то шесть, не то девять священников, это кое о чем говорит. Некоторых рукоположили в Польше, некоторых в Германии.

Кроме того, здесь еще была очень сильна группа вокруг Сильво Крчмери и Владо Юкла. Дело в том, что Святой Престол разрешил тайно рукополагать только монахов, и единственное исключение было сделано для Корца, для «Фатимы», благодаря, прежде всего, Сильво Крчмери и Владо Юклу, которые имели огромный авторитет. Такое решение было принято, чтобы сохранялась дисциплина, чтобы все это не вышло из-под контроля. То есть община «Фатима» была очень важной составляющей тайной церкви. Она организовывала все значительные общесловацкие мероприятия, и она налаживала контакты между молодежью и тайными священниками. Так что, если бы не эта община, и у тайных орденов было бы меньше возможностей работать.

- А мужские ордена все-таки продолжали существовать? Потому что я читала, что их просто ликвидировали.

- Их ликвидировали в том смысле, что их разогнали, отправили в лагеря, не позволяли вернуться, но в 1968 году Генеральный прокурор Чехословакии констатировал, что они не были ликвидированы по закону. Обычная такая ситуация: не были уничтожены, но и не могли существовать. Если нашли кого-то, кто демонстрировал свою принадлежность к ордену, его сажали. Так оказался в тюрьме Доминик Дука[v], нынешний пражский архиепископ, за то, что воссоздавал доминиканский орден. И так в 1983-м попали в в тюрьму францисканцы и францисканки.

- Скажите, в семидесятых годах у вашей ветви тайной церкви были какие-то связи с протестантами, с другими конфессиями?

- Скорее символические. Самые тесные контакты мы поддерживали с Церковью чешских братьев. Там были открытые люди, с ними у нас были контакты. Что касается евангелической церкви, это было очень, очень индивидуально. Но у меня такое ощущение, что они, как своего рода церковь меньшинства, которая несла в себе определенное историческое послание, замкнулись в себе, чтобы выжить. Символические контакты существовали с баптистами, но тоже, скорее, индивидуальные.




[i] Ян Чарногурский (JUDr. Ján Čarnogurský, 1944) – словацкий адвокат, политик. Родился и живет в Братиславе, сын Павла Чарногурского – видного политика эпохи первой Словацкой республики (1939-1945). По образованию юрист, в 1970-1981 гг.- адвокат, прославившийся активной защитой диссидентов. Много публиковался в самиздате и за рубежом. Один из ведущих католических диссидентов Словакии. 1988-1989 – издавал в самиздате журнал «Братиславске листы» («Братиславские записки») – первый самиздатовский журнал с указанием координат издателя в Словакии. 1989 – политзаключенный, вместе с Мирославом Кусым и Ганой Поницкой Одним из требований людей во время «нежной революции» 1989 года было требование освободить Чарногурского. 1989-1990 – заместитель председателя федерального правительства Чехословакии; 1990-1991 – заместитель председателя правительства Словацкой республики; 1991-1992 – председатель правительства Словацкой республики; 1998-2002 – министр юстиции Словацкой республики; 1990-2000 – председатель (и основатель) Христианско-демократического движения (KDH). В настоящее время – адвокат в Братиславе, председатель Словацко-российского общества, член Валдайского клуба.

[ii] В Чехословакии священники должны были получать государственное разрешение на служение, отдельно для каждого прихода.

[iii] Роберт Побожны (Róbert Pobožný, 1890-1972) – словацкий епископ. Рукоположен в священники в 1913 г. Долгое время был каноником кафедрального собора в г. Рожнява. В 1949 г. принял епископское рукоположение; папа Иоанн XXIII назначил его апостольским администратором Рожнявского диоцеза. Согласно обычным методам чехословацких властей, вскоре епископ оказался изолирован от внешнего мира в собственной резиденции, позднее был сослан.

[iv] Павол Гнилица (Mons. Pavol Hnilica SJ, 1921-2006) – словацкий епископ-эмигрант. В 1941 году вступил в новициат ордена иезуитов. В 1950 г. тайно рукоположен в священники, в 1951 – в епископы. В августе 1951 года, готовясь бежать за границу, он рукоположил в епископы иезуита Яна Хризостома Корца. С 1952 г. жил, работал и учился в Риме. Участвовал во Втором Ватиканском Соборе. Подробнее о епископе Павле Гнилице и его роли в окончательном посвящении России Деве Марии можно прочитать здесь: http://procatholic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2318:2010-07-24-16-25-12&catid=78:2008-02-17-12-32-44&Itemid=64

[v] Доминик Дука (ThLic. Dominik Duka OP, 1943) – чешский епископ, ныне архиепископ Пражский и примас чешский. Родился в г.Градец Кралове. По образованию слесарь-механик; в 1965 г. поступил в семинарию, в 1968 г.вступил в тайный новициат ордена доминиканцев. В 1970 г.был рукоположен в священники. Сменил несколько приходов, но за свою активность в 1975 г.лишился государственного разрешения на пастырское служение и с тех пор до 1990 г.работал на заводе. Стал одним из основных деятелей доминиканского ордена в Чехии. В 1979 г. получил степень лиценциата богословия в Варшаве. В 1981-1982 – политзаключенный. 1986-1998 – провинциал Чешской доминиканской провинции. После 1989 стал председателем Конференции руководителей монашеских орденов в Чешской республике; в 1992-1996 – вице-президент Союза европейских Конференций руководителей монашеских орденов. В 1990-1999 гг.  преподавал библеистику на богословском факультете Университета им. Ф.Палацкого в Оломоуце. В 1998 г. Иоанн Павел II назначил его епископом Краловеградецким, и Дука был рукоположен в епископы. В 2004-2008 гг. – апостольский администратор Литомержицкого епископства. В феврале 2010 г. папа Бенедикт XVI назначил его архиепископом Пражским; ингрес состоялся 10 апреля 2010 г.

 




Вам это будет интересно!

  • Франтишек Миклошко: “Это чудо, что мы еще живы”. Ч.2
  • Франтишек Миклошко: “Это чудо, что мы еще живы”. Ч.6
  • Пятничный юмор
  • Коротко о минувшем
  • Бабочка Бродский


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »