Социальные сети

 

- Пожалуйста, несколько слов о демонстрации со свечами.

- Нужно сказать, что атмосфера в восьмидесятых годах постепенно сгущалась. Жизнь словно закостенела, в Венгрии, ГДР, Польше уже началось движение, а тут все как будто замерло. И мы жили уже в мечтах. Мы ждали, что вот-вот произойдет чудо.

Сильнее всего мы ожидали вот чего. У дона Боско, основателя салезианского ордена, бывали сны, которые исполнялись. И, в частности, у него был сон, что самое позднее спустя сто лет после его смерти Дева Мария сотворит в мире великое чудо. Он умер в 1888 году. И этим мы жили! В это мы верили и этого мы ждали. Немка Рита Хдлер поехала в Америку к одной знаменитой ясновидящей в 85-м году и спросила, что будет в Словакии в 88-м. И та ей сказала, что в 88-м все только начнется, но спустя десять лет после 88-го коммунизм станет прошлым. Этим мы жили. В 87-м у нас возникло чувство, что пора что-то делать. И мы, все ключевые активисты, встретились в городе Врутки в приходской церкви и подготовили большую подписную акцию, продумали структуру и все прочее. Это было перед Рождеством 87-го года, в конце 87-го года. Приступить к воплощению мы собирались в начале 88-го. Но тут – чудесным образом – моравские католики, Навратил[i] и Адамек[ii], начали свою подписную акцию, которую благословил пражский кардинал Томашек[iii], в праздник трех царей, 6 января. И мы взялись за дело! А потом господин Адамек мне рассказывал, что как-то они вместе с господином Навратилом размножали обращение к священникам, чтобы те присоединились к воззванию; и вот решили они пойти послушать «Голос Америки». И тут Навратил услышал, что словаки собрали первых тридцать тысяч подписей... они чуть в обморок не упали. И еще был удивительный момент, когда мальчики, Лацко Стромчек[iv], который сейчас викарный священник в Жилине, и Ферко Новайовски[v] принесли первые подписи кардиналу, а сестричка сказала, что он уже спит. Тогда Лацко сказал, что они несут первые подписи, так Томашек оделся и их принял. И Лацко Стромчек спросил, правда ли, что падре Пио ему предсказал, что еще при его жизни в его страну придет свобода. И он подтвердил, что да. К тому же святой отец провозгласил в 1987 году Марианский год, который заканчивался 15 августа 1988. И все вполне ложилось на эти сто лет, предсказанные доном Боско. Еще добавился случай, о котором я и не мечтал: Мариан Штястны[vi] написал письмо Яну Чарногурскому и предложил провести демонстрацию. Я в первый момент, должен признаться, не мог себе этого представить. Но Яно Чарногурский знал, что если мы, тайная церковь, не присоединимся, то на успех нет шансов. А потом мы как-то катались в январе на лыжах, поговорили и решились. Потом я пошел на встречу нашей Фатимской общины, представил там это все, и они сказали: «Давайте попробуем». Еще было важно, чтобы Корец не был против. Корец был разумный, но консервативный человек, он скорее притормаживал эту деятельность. Он обладал мудростью, но такого рода акции устраивали Юкл и Крчмери. И я пошел к нему договариваться, и когда я изложил, зачем пришел, наступила тишина, а потом он сказал: «Что вы хотите от меня услышать?» Я сказал: «Чтобы вы не были против». – «Так я не против!» И я уж не стал с ним дальше беседовать, быстро оттуда удрал, сказал всем, что Корец – за… (смеется). И так все началось.

Я вижу нечто мистическое в нашей истории. В 47-м в апреле повесили Тисо, а в мае должно было быть паломничество, молодежное паломничество из Братиславы в Марианку. И студенты решили, что они пойдут пешком с крестом такой величины, как у  Христа. И эти люди шли с крестом через всю Братиславу, и когда они возвращались, так Братислава была на ногах, и люди были в каком-то экстазе, подходили к этому кресту, целовали его. И «Католическая газета» написала: «Словакия воскликнула: крест, который грядет, принимаю!» Очень интересно, ведь тогда еще шла большая политическая борьба, люди еще верили, что парламент, правительство как-нибудь разберутся... Это было своеобразное мистическое озарение, а ровно спустя сорок лет пришло другое мистическое озарение, эта демонстрация со свечами. Удивительно, что полицейские били демонстрантов, поливали их из водяных пушек и так далее, а эти люди, которых швыряли на землю, тут же вставали и зажигали свечку, и полчаса эта свечка горела. Каждый, кто там был, вспоминал это как трансцендентальный опыт. Люди молились, пели, их оттесняли, они возвращались и кричали: «Еще пять минут! Еще четыре минуты!», хотели продержаться еще немного… Шимечка написал об этом: «Каждый, кто там был, прикоснулся к трансцендентному».

Это было удивительное событие, и оно отозвалось во всем мире. Я был под арестом, я не знал, что происходит, я весь день там просидел просто так. После шести следователи ходили и говорили, что это фиаско. Я сидел один, а в половине седьмого пришел человек, он сперва долго на меня смотрел, разглядывал, а потом сказал: «Папа вас наградит!».

Это было удивительное событие. Факт тот, что в своем роде это был одноразовый жест. У нас не было концепции, как действовать дальше. Мы выложились в этом жесте и чувствовали, что во второй раз у нас могло и не получиться. Мы хотели пользоваться капиталом этой удавшейся акции, и как дальше, мы, вообще говоря, не знали. Следующая возможность появилась только в Нитре. Туда пришло 80 или 100 тысяч человек, мы с Корцем там стояли, стиснутые так, что пошевелиться не могли, и тут уже эштебаки поняли, что дело плохо. Они вызвали меня потом на допрос и сказали: «Господин Миклошко, вот теперь хватит. Если не прекратите, нам придется вмешаться». Они увидели, что все это уже к чему-то идет. Это был следующий шаг, а потом в Чехии начался 89-й  год. Но Бенда написал удивительные слова о том, что Словакия указала ей путь – идти на площадь, идти на улицы, и без насилия. Нежная революция рождалась и в этом ненасильственном, по образцу Ганди, протесте братиславской демонстрации. Тогда впервые стала ясна сила прямой нравственной конфронтации.

- Я хотела спросить – ведь в конце восьмидесятых Вы начали писать об истории?

- Да. Я с детства нес в себе феномен памяти. История меня притягивала. С детства я слушал рассказы родителей, мне было это интересно, и я стал понимать, что такое память в жизни народа. Я знал много интересных людей, располагал всем этим опытом, о котором мы говорили, и регулярно возникало чувство, что все это потрясающие вещи, и нельзя, чтобы о них забыли. И я решил, что попробую что-то с этим сделать. Кроме того, мы – Яно Будай, я, Чарногурский, а еще Сильвия Ракусова, четыре человека, сказали, что сороковой юбилей коммунизма – это сорок лет блуждания в пустыне, и решили сопоставить: где была Словакия в 48-м, и где – в 88-м, написать о «Великом странствии» Словакии. Мы хотели писать об изобразительном искусстве, литературе, религии, отдельных конфессиях, но везде нашли только упадок. Мы сделали в итоге две вещи, о разрушении старых еврейских кладбищ и синагог, и еще Шмалик[vii] написал свой небольшой текст «Великий сорокалетний пост католической церкви в Словакии». Но в атмосфере этих разговоров во мне поселилось желание написать об этом периоде. У меня было чувство, что нужно рассказ выстроить на трех людях – Корце, Юкле, Крчмери. Я бы не смог этого сделать, но мне повезло: Юкл и Сильво Крчмери в 80-х годах наговорили двенадцать кассет воспоминаний, и я все это переписал. А потом все обработал, расспросил Корца, а потом ходил по Словакии и дополнял, и так я узнал о многих других событиях. И в 89-м у меня была готова книга, и я хотел ее анонимно издать у Глинки. Но уже начинался 89-й... А потом одна хорошая редакторша, которую мне рекомендовал Шимечка, все это обработала, и так возникла эта книга. Она потому имела такой успех, что была первая, вышла быстро, а кроме того, имела очень широкий охват. Там было очень много интересного, об истории тайной церкви во всем мире, не только у нас. И еще о восьми наших орденах, и здесь мне тоже повезло. Поскольку меня посадили за то, что я собирал эту демонстрацию со свечами, поскольку всюду обо мне писали, я обрел своего рода моральный авторитет (смеется) и сделал опросник для всех женских и мужских орденов: об их положении в 50-м, сколько их было, где они работали и так далее, и они обо всем этом написали. Я собрал все вместе, и получился на тот момент наиболее исчерпывающий справочник о судьбах мужских и женских орденов. Так что эта книга была интересна тем, что была первая, и тем, что имела такой широкий охват.

 




[i] Августин Навратил (Augustin Navrátil, 1928-2003) – чешский крестьянин, католический активист, общественный деятель. Жил в с.Лутопецны неподалеку от г.Кромержиж, в Моравии. Августин Навратил не вступил в колхоз и, несмотря на чинимые местными властями трудности, продолжал вместе с семьей (Навратил был отцом девяти детей) вести самостоятельное хозяйство. К Навратилу была применена карательная психиатрия: в 70-х-80-х годах его несколько раз отправляли в психиатрическую лечебницу, он был объявлен недееспособным, и статус нормального человека ему был возвращен только после 1989 года. Подписал «Хартию-77». Навратил активно печатал католический самиздат, отстаивал свои и чужие права путем упорных обращений в различные государственные структуры, по воспоминаниям его друзей, был прекрасно подкован юридически. Организовал самую массовую подписную акцию в истории Чехословакии: написал петицию «Предложения католиков по решению ситуации верующих граждан»: петиция содержала 31 требование к властям по защите религиозных свобод и собрала в 1988 г. 600 000 подписей. После 1989 г.вступил в партию Христианский и демократический союз – Чехословацкая народная партия (KDU-ČSL), стал членом ее руководства, но позднее вынужден был уйти в другое политическое объединение – «Правый блок», которое не имело успеха на политической сцене.

[ii] Йозеф Адамек (Josef Adámek, 1914-2002) – чешский рабочий, католический активист, общественный деятель. Жил в Брно..В 1968-1971 – основатель и руководитель типографии «Логос», печатавшей книги по заказу католических издательств. В 70-х-80-х годах -  известный католический диссидент, активно печатал самиздат религиозной направленности. В 1981-1982 – политзаключенный. Отец двенадцати детей.

[iii] Франтишек кардинал Томашек (František Tomášek, 1899-1992) – чешский епископ и педагог. В 1922 г. рукоположен в священники. 1922-1934 – катехизатор в Оломоуце и окрестностях, 1934-1939 и 1946-1949 – преподает катехетику на богословском факультете Университета им. Ф.Палацкого в Оломоуце, 1940-1945 – преподает в богословском училище в Оломоуце. В 1949 г. тайно рукоположен в епископы. 1951-1954 – политзаключенный. 1954-1965 гг. – приходской священник. Принимал участие во Втором Ватиканском соборе, где выступал с докладом об экуменизме (за который получил медаль от делегации Русской Православной Церкви). 1965-1979 – апостольский администратор Пражского архиепископства. В 1976 г. папа Павел VI возвел его в кардинальское достоинство in pectore; в 1977 папа обнародовал это и назначил Томашека архиепископом Пражским. Сперва лояльный к режиму, постепенно кардинал Томашек занимал все более независимую позицию, в 80-х годах активно сотрудничал с католическими диссидентами и поддерживал борцов за гражданские права, организовал многие крупные религиозные акции, которые приобрели политическое значение. В ноябре 1989 г. написал воззвание, в котором поддержал «бархатную революцию». Автор ряда публикаций, посвященных проблемам католического воспитания и духовной жизни семьи; многие его тексты распространялись в самиздате.

[iv] Ладислав Стромчек (Mons. ThLic. Ing. Ladislav Stromček, 1960) – словацкий священник. В 1979 г. поступил учиться на Электротехнический факультет Словацкой высшей технической школы в Братиславе и сразу же начал ходить на духовные встречи студентов, которые вел Франтишек Миклошко. Постепенно Стромчек стал членом группы вокруг Крчмери, Юкла и Корца, под их руководством тайно изучал богословие, печатал самиздат, в конце 1980-х на нем была почетная обязанность в сложных случаях звонить Антону Глинке в Мюнхен и сообщать последние известия (так стало известно, например, о братиславской демонстрации со свечами). В 1988 Ян Хризостом Корец тайно рукоположил его в священники. С 1990 г. Ладислав Стромчек несет пастырское служение в г. Жилина.

[v] Франтишек Новайовски (Mons. František Novajovský, 1956) словацкий священник. После окончания средней школы вплоть до 1990 г. был рабочим. Тайно изучал богословие под руководством Корца, Юкла, Крчмери, помогал им при организации мероприятий тайной церкви, печатал самиздат. В 1982-1983 – политзаключенный. В 1986 г. Корец тайно рукоположил его в священники. 1990-1994 – учился в Риме. В 1994-1997 гг. несет пастырское служение на Спише, преподает в Теологическом институте в г. Спишске Подградье и в Католическом университете в Ружомберке. 1997-1998 – проректор Папского словацкого института и коллегиума имени свв. Кирилла и Мефодия в Риме; с 1998 – его ректор. С 2004 г. работает в Государственном секретариате Ватикана в Отделе отношений с государствами.

[vi] Мариан Штястны (Marian Šťastný, 1953)бывший словацкий хоккеист, ныне канадский предприниматель. Играл втроем с братьями Петром и Антоном, их команда выиграла чемпионат ЧССР в 1979 г. Мариан получил золотую медаль на чемпионатах мира по хоккею в 1976 и 1977 годах, серебряную – в 1975, 1978, 1979 гг. В 1980 г. Петер и Антон эмигрировали, что означало конец карьеры и для Мариана В 1981 он также эмигрировал в Канаду. В 1981-1986 гг. братья играли в НХЛ. Ныне Мариан – владелец гольф-клуба и отеля в Канаде. 1987-1990 – исполнительный председатель, 1990-1996 – председатель Всемирного конгресса словаков (располагается в Канаде).

[vii] Штефан Шмалик (Štefan Šmálik, 1908-1991)словацкий священник, историк. Родился в бедной крестьянской семье; 1926-1929 – учился во Франции. В 1929 поступил в семинарию, в 1934 – рукоположен в священники. Сменил несколько приходов, работал с молодежью, 1947-1950 – изучал русскую филологию в Университете им. Я.А.Коменского в Братиславе. 1951-1962 – политзаключенный. С 1966 г. работал на различных приходах в Спишском епископстве. Публиковался в «Католической газете», часть его текстов распространялась в самиздате и после 1989 г. была переиздана.




Вам это будет интересно!

  • Франтишек Миклошко: “Это чудо, что мы еще живы”. Ч.4
  • Франтишек Миклошко: “Это чудо, что мы еще живы”. Ч.2
  • Здравствуйте всем.
  • Пятничный юмор
  • Путешествие из Эйлата в Кфар-Сабу.


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »