Социальные сети

Продолжим тему о "чтении-разыгрывании вслух" новых пьес. Для начала -
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Вообще-то, "читали новые пьесы вслух" и прежде - много.
На срепетированных "пробных" читках семинара в Щелыкове, а затем и на читках на конкурсе-семинаре в Любимовке зрители-участники рассаживались на скамьях и прямо на траве, а действо, порой, разворачивалось под кронами деревьев. И это придавало сюжету, не всегда совершенному, и актерской игре - не всегда удачной! - удивительную жизненность и подлинность...
В "Дебют-центре" в Школе-студии МХАТ, под рукой драматурга В. Гуркина - как ранее во Всеросийских творческих мастерских при СТД РФ, а позже - на "Вербатиме" и в Театре.dоc и на "Сиб-Альтере" (в Новосибирске; там, кстати, показывались и И. Савельев, и, кажется, Вырыпаев), - публика, порой буквально "висела на стенах"...
В московском Центральном Доме актера, сначала в "Дебют-центре", а потом в "Приюте драматургов" интерес к читкам проявляли многие - вот только худруков театров, главных режисеров, завлитов и критиков там бывало маловато...
В конце 70-х - начале 80-х в Рузе на Всероссийских семинарах молодых драматургов Мин. культуры РФ проводило встречи "пищущих" и "ставящих". Но "стеночки на стеночку" не получалось: авторы (не только участники семинаров, но и подкатившие по этому случаю из столицы "безхозные" драматурги были в явном большинстве: аж сидели на полу в два-три ряда! А против них - на стульях - жиденькая цепочка завлитов, привезенных из разных городов России. Режиссеров - почти ни одного. Критиков - тоже.
А ЧТО СЕЙЧАС?
Семинары для молодых авторов проводят журнал "Современная драматургия" и редакция серии сборников новых пьес для детей и юношества "Я вхожу в мир искусств". На этих семинарах проходят и срепетированные читки. При саратовском ТЮЗе им. Кисилева работает лаборатория новой драматургии. И бывает, что пьесы, обнародованные здесь, приходят на театральную сцену. Читки и "показы" пьес проводятся при подведении итогов практически каждого нынешнего конкурса драматургии - не только на "Премьере.txt" и у Н. Коляды, но и, например, на "Новой драме" и "Действующих лицах".
В Екатеринбургском ТЮЗе на малой сцене регулярно показывают постановки по новым российским пьесам. Основные зрители - школьники, студенты, молодежь. Вдохновитель этих постановок, директор фестиваля "Реальный театр", замдиректора ТЮЗа Олег Лоевский говорит, что таким образом молодежь знакомится с искусством сцены. Может, эти ребята так и не придут на спектакли основного репертуар. Но то, что "новые пьесы" им интересны - факт.
Так вот вопрос: знаете, чем объединены "срепетированные читки" прошлых лет и нынешние?
А тем, что и в те годы, и нынче знакомиться с новыми нашими пьесами почти не приходят режиссеры, худруки, директоры, продюсеры - и даже критики! Вот ведь что любопытно: молодые зрители, вовсе неискушенные в языке театра, новой драматургией интересуются, читки воспринимают почти как полноценные спектакли (и их не волнует постановчный минимализм - отсутствие декораций, несложный свет и пр.). А вот критика как-то все мимо, мимо проходит...
На срепетироанные читки новых молодежных комедий осенью этого года в Московский театр сатиры пришло четыре или пять критиков. На обсуждение почти все они не остались - только маститая Римма Павловна Кречетова, которая уже много лет занимается молодой драматургией...
Ну, ладно - режиссеры. Им читать пьесы, наверное - трудно. Особенно - новые. Незнакомые. Еще не вощедшие в моду. Быть первооткрывателем нелегко! Потому то и дело слышишь от режиссеров: нет же новых пьес! Как нет? - а сборники, а публикации, а семинары, а "электронные библиотеки"
на сайтах драм. конкурсов, включающие сотни текстов? Но в этвет на эту реплику режиссер, как правило, возражает: да кто ж все это будет читать!
Я не зря завел разговор о критике в связи с новой драматургией. Ныне у нас практически нет массированного аннотирования и рецензирования пьес.
Да, пьесу трудно "понять с листа"; да, пьеса в полноте раскрывается при постановках. И все же, все же... Литературная критика драматургии нужна. Для этого надо, чтобы критика, пресса (особенно театральная) занимались "потоком". Но, эаметьте, у нас даже в текущем рецензировании критики порой забывают указать - кто автор пьесы, по которой сделана рецензируемая постановка! В других странах (скажем, в Германии) каждые полгода выходит толстый сборник-справочник, где помещено большинство написанных на тот момент пьес. У нас... нет, не справочники, а мини-аннотации стали было распространять лит.-драм.агентства. Но самих этих агентств у нас, как было, так и осталось - всего три-четыре!
Тут ведь вот что: режиссер или директор в выборе пьесы меньше всего ориентируются на отзывы критиков или своих завлитов. Они спрашивают у других режиссеров: "Ты эту пьесу ставил? Заполняемость хотя бы на 51 % была?" Утрирую. Но не сильно. Я вот к чему клоню:
ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ!
Драматурги во все времена, во всех странах, у всех народов рождались в театре. В сотрудничестве с театром. Мольер, Эсхил, Калидаса, Шекспир, Сервантес, Островский... И театр всегда и во все времена интересовался современной ему пьесой. Во времена Мольера его театр, как и наш - Малый во времена А. Островского - имели самый современный и актуальный репертуар. (Кстати, сейчас в мольеровском театре, сохраняя традицию постановок пьес Мольера, ставят и современные пьесы - в отличие от нашего Малого театра: на его афише современных пьес не найдете!)
Пьес у нас сейчас пишется все больше. Но наши театры ведь не стараются расширять афишу современных наших названий. Они все хотят выбрать какую-то одну вещь, абсолютно лучшую! Одну на всех! Всеми признаваемую, как образец. И довод - простой: вот нет же современных российских пьес, таких как классика!
После читок-показов новых комедий худрук Театра сатиры Адександр Ширвинд сказал: "Надо бы все это прочитать глазами. Чтоб лучше понять. Но будьте уверены: если вы нам приведете нового Мольера!.. Прижмем к сердцу!"
Вопрос простой: а при таком огульном пренебрежении новой пьесой, узнает ли театр в лицо этого нового Мольера? Совпадет ли этот автор и его пьесы с теми представлениями о драматургии, которые сложились в нашем театре?
Так вот, друзья и коллеги! Собираясь на финальные срепетированные читки, обсуждения, "круглые столы" конкурса "ПРЕМЬЕРА.txt-2008", зовите с собой не только друзей-коллег - литераторов и драматургов, но и критиков, журналистов, и, самое главное, завлитов, режиссеров, актеров, сценографов - самых разных людей театра.
Силком тащите, если добром не пойдут.
Срепетированные читки - это не просто апробация нового текста. Это взаимное притирание и знакомство театра и драматурга, эта выработка современниками - авторами и театральщиками разных профессий - общих взглядов, общих принципов, установление контактов и взаимопонимания.
Удачи!




























Вам это будет интересно!

  • Объективная оценка ситуации вокруг ПИК “Общее дело”
  • Наше ГВ
  • вспомним наше детство!
  • Посмотрела «Служебный роман. Наше время»
  • Реплика про Дело Ульмана…


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »