Социальные сети

Не боюсь ошибиться, если назову прошедшую в Твери в воскресенье Масленицу самым массовым праздником, уступающим по размаху, разве что Новому году и Дню города. В городском саду было просто не протолкнуться от наплыва желающих «провести зиму» и посмотреть на горящее чучело главной виновницы торжества. Да и в центре города, даже по праздничным меркам было довольно-таки многолюдно. Все это наглядные симптомы того, что старый языческий праздник, тлевший в глубине крестьянского народного сознания до начала XX века, вновь возрождается столетие спустя.

Русская православная церковь долго и безуспешно пыталась бороться с народными верованиями, традициями, ломать народное сознание сообразно универсалистской доктрине христианства, но в России из этой затеи не вышло ровным счетом ничего, как не вышло ни в какой другой стране мира: везде и всюду живое народное творчество оказывалось сильнее сухих догматов. В конце концов, церковные иерархи вынуждены были махнуть рукой на уже было начатую «культурную революцию» и просто «перекрестить» старые языческие праздники, дав им новые, более политкорректные «христианские» имена. Так появились День Ильи Пророка вместо Перунова дня, Рождество Христово вместо языческого праздника Рождения Солнца у всех народов мира, День святого Иоанна Крестителя вместо Праздника Купалы. Перечислять эти заимствования можно очень и очень долго, им нет конца и края.

В число таких «перекрещенных» праздников попала и Масленица. Изначально, в языческие времена, Масленица приходилась на последнюю неделю года, который начинался тогда не 1 января, как сейчас, а 21 марта – в день весеннего равноденствия. Только в позднее средневековье церковь окончательно привязала масленичную неделю к Пасхе, пытаясь, тем самым, отобрать у праздника его изначальный смысл – встречу весны, как начала подлинного нового года, где круглый блинчик символизирует солнышко, очнувшееся после зимней спячки для того, чтобы поделиться переполняющей его радостью с людьми и природой. Одаривать своим теплом не только соскучившегося по нему после зимы человека, но и Мать-Сыру-Землю, без чего были немыслимы ни земледельческий цикл, ни жизнь простого крестьянина. Именно поэтому Масленица – «честная, широкая, веселая».

Масленичная неделя по представлению наших предков подводила итог уходящему году. Именно поэтому, например, каждый день масленичной недели имел свое особое название. Церковная традиция, к счастью, не сумела до конца вытравить их из народной памяти. Понедельник – «встреча». Вторник – «заигрыш». Среда – «лакомка». Четверг – «разгуляй». Пятница – «тещины вечера». Суббота – «золовкины посиделки». Воскресенье, последний день перед новым годом, – «прощенный день».

На Масленицу люди пировали, надевали маски, ходили в гости, угощали друг друга вином и блинами. Непременный атрибут Масленицы – блин, наиболее ярко иллюстрирует эти народные представления. Круглый блин был символом Ярилы – бога Солнца, от превратностей движения по голубому небосклону которого целиком и полностью зависела жизнь древнего земледельца. Наши предки веселились, дабы показать, что жизнь сильнее смерти – ведь весеннее равноденствие это и есть свидетельство вечного торжества Жизни, победы обновления над застоем и заскорузлостью, надежда на Рассвет среди царящей Полночи.

Нынешний праздник Масленицы в горсаду заметно отличался от своих более древних исторических предшественников, точно так же, как современное индустриальное общество существенно отличается от обществ аграрных. Технологии ушли далеко вперед и сейчас уже трудно представить себе праздник без современной звуковой аппаратуры и вездесущих ди-джеев. Однако все же не могла не броситься в глаза одна деталь: «буйства и веселья», по сравнению с древностью, меньше не стало. Даже, скорее, наоборот – с каждым годом количество выпитого алкоголя постоянно растет. Но алкоголь – это социальное явление, обреченная на провал попытка уйти от неустроенности повседневной жизни в прекрасное далеко глубин архаического подсознания, чтобы создать из иллюзий, порожденных бутылкой, подобие соломинки, за которую можно потом жадно, как утопающий, ухватиться. Вот почему алкоголь, это всегда «сны о чем-то большем». Все это вместе взятое выдает у людей потребность в настоящем Празднике, отголоски которого как эхо доносятся к нам из отдаленного прошлого, вызывая все новые и новые приступы непонятной ностальгии.

Этому есть свое объяснение. То, что в аграрном обществе было моментом соучастия сообщества в роскошном растрачивании жизни, невозможно для современного буржуазного общества: общества без сообщества и без роскоши для трудящегося большинства. Когда его вульгаризированные псевдо-праздники, пародии на диалог и на дар, назначаемые и низвергаемые по малейшей прихоти политических временщиков, побуждают к излишним экономическим тратам, они сводятся лишь к разочарованию, всегда компенсируемому обещанием нового разочарования.

В этом, наверное, и кроется секрет народной популярности Масленицы, как мечты о вечном торжестве Жизни, победе обновления над застоем и заскорузлостью, надежде на Рассвет среди царящей Полночи.

 

Михаил Дронь


Вам это будет интересно!

  • Пятничный юмор
  • Здравствуйте всем.
  • Путешествие из Эйлата в Кфар-Сабу.
  • Коротко о минувшем
  • ФУТБОЛ


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »