Социальные сети

 Пожалуй, только ленивый никак не высказался по этому поводу. Образование в области информационных наук, и в первую очередь высшее профессиональное образования, по мнению многих оставляет желать лучшего.

Недавние выпускники сетуют на то, что им дают либо устаревшие знания, либо слишком много теории и мало практики.

Ежегодно у меня возникают дискуссии со студентами на тему: "А зачем нас заставляют изучать эти предметы, а не читают вот эти?". Вряд ли мне удается убедить студентов, но я им отвечаю примерно так.

Программа обучения определена государственным образовательным стандартом. В нем закреплен профиль специальности. С ним всегда можно ознакомиться, когда выбираешь, куда пойти и где учиться. Так что ответственность за выбор с будущего студента никто не снимает. Другое дело, что часто будущий студент не всегда в состоянии сделать выбор правильно. Конечно, вузы проводят дни открытых дверей, на которых знакомят со своими специальностями. У большинства кафедр, и тем более ИТ-кафедр, имеются сайты с достаточно подробной информацией. Беда в том, что абитуриент часто мифологизирует будущую специальность, имеет в голове некое свое идеализированное представление, которое к действительности имеет мало отношения. Это, на мой взгляд, является одной из причин, почему уровень подготовки части выпускников бывает очень низкий. В ходе получения образование возникает разочарование, конфликт желаемого и реального. Такие студенты часто учатся по инерции. Ясно, что такое "учение" никому не доставляет удовольствия.

С другой стороны следует попенять и преподавателям таких кафедр. Парадокс, но порой преподаватели той или иной ИТ-специальности сами не в состоянии ясно определить, а чему они собственно учат. Не в смысле какие знания они дают студенту, а для чего их нужно давать, как их нужно давать, как эти знания согласуются с другими знаниями. Вообще, такая ситуация очень показательна. Каждый преподаватель стремится преподать свой предмет качественно, считает свой предмет очень важным. В теории ограничения систем Голдрата часто приводятся такие примеры, когда, стремясь оптимизировать каждый участок, мы в конечном итоге приходим к полному коллапсу системы. По-моему, так получается и в вузах. Идеально прочитанные предметы, не означают, что выпускник будет обладать всей суммой знаний и нужных ему компетенций. Конечно, ситуация не так плачевна. Преподавателей много, все они разные, кто-то из них общается со студентами на протяжении всего периода обучения, создавая преемственность и связи. Кроме того, практики, курсовые, квалификационные работы в определенной мере позволяют привести знания в систему.

Некоторые говорят, что получение образования в вузах почти пустая трата времени. Особенно ИТ-образования. С развитием Интернета практически каждый человек получает возможность эффективно самообучаться. Следовательно вузы нужны только для получения корочек? Да в этом есть доля правды. Однако, образование не равно обучению. Что же такое образование?

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование - это еще и воспитание. Вы можете возразить, что можно заниматься и самовоспитанием, так же как и самообучением. Да, наверное, но... Самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно выбранными целями, идеалами и убеждениями. Всегда ли студент понимает эти свои цели, идеалы и убеждения?

Как мы видим преподаватель не только должен давать знания, но и воспитывать. Вопрос чему, как? Личным примером, умными заданиями, в ходе общения? А может весь процесс обучения именно в вузе совместно с однокурсниками, различные жизненные ситуации, возникающие на протяжении лет обучения, достижения и неудачи - все это создает незабываемую атмосферу, которую невозможно получить, занимаясь дистанционно и самостоятельно? Может, задача вуза дать не только знания, но и создать ту атмосферу, ауру, которую часто называют Школа?

Но разве те же самые проблемы не случаются у химиков, механиков, энергетов, металлургов и т.п.? Почему мы не слышим , что у нас выпускают никудышных инженеров. Скорее говорят, что мало выпускают. Все хотят быть юристами и экономистами. Может быть ответ в том, что, во-первых, все эти инженерные специальности методически выверены; во-вторых, сложилось точное и ясное понимание чему и как учить; и, в-третьих, потому что там учат именно инженерным специальностям, т.е. показываются как знания по физике, химии, математики и т.п. применять на практике?!

Вспоминается анекдот. Чем физик отличается от инженера? Дали решать задачу физику и инженеру: рассчитать устойчивость трехножного стула.
Инженер пошел в библиотеку, засел за справочники и рекомендации и принес решение через 3 дня. Физик пропадал месяц и... и принес универсальное решение как рассчитать устойчивость любого n-ножного стула. Что лучше? Да, конечно, решение физика лучше в стократ, но ...

Вот в чем парадокс. Лично у меня складывается впечатления, что, готовя ИТ-специалиста, мы по сути не дотягиваем до "физика": ведь это требует определенного интеллектуального уровня, одаренности студента; но и не готовим "инженера", сбивая студента с толку изучением естественно научных дисциплин, забывая дать их привязку к реальным ситуациям, то есть забываем давать инженерию!



Вам это будет интересно!

  • Эссе об образовании
  • Об образовании
  • Кого можно назвать авторитетом в образовании
  • О моем образовании…
  • Закон “Об образовании” критикуют, но принимают


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »