Социальные сети

В качестве наброска к портрету «Улисса»: тандем Набокова и Джойса. Они встречались в конце 30-х и в приватной беседе Джеймс раскаялся: «Ужасная ошибка. Ради рекламы романа. Очень сожалею об этом». Разговор шел об опорных схемах к «Улиссу». Критический инструментарий оказался бессилен в попытках препарировать нечто, что не укладывалось в каноны, если следовать Хоружему, английского буржуазного романа, критика касалась либо выпуклых деталей, типа особая телесность и физиологичность, либо неаналитического, чувственного неприятия или особого восторженного преклонения перед «Улиссом», но не было ни одной работы, попытавшейся беспристрастно препарировать творческое разнообразие современной Одиссеи.

И Джойс был фактически вынужден предложить публике две системы символов, со свойственной ему полушутливой серьезностью и таких же расплывчато-неясных. Эти ключи требовали приложения пытливого ума, чтобы извлечь из них что-нибудь стоящее. Набоков категорично заявил, что эти схемы не более как «скучный вздор», сочиненные Джойсом ради шутки и в своей статье об «Улиссе» не уделяет им совершенно никакого внимания, его взгляд устремлялся то к удивительным джойсовским пассажам, его стилевой игре и потоку сознания, то к особым приемам синхронизации – со свойственной только ему чувственной зоркостью. Но художник – иррационалист вряд ли смог бы проникнуться тяжеловесной, очень глубокой концепцией художника – схоласта. Детали для Набокова – елочные игрушки, ткань, создающая атмосферу, разбросанные тут и там без дела, они скорее служили шумным фоном, в гранях которых причудливо преломлялись лучи набоковского гения. У Джойса, наоборот, любая деталь, подхваченная особым творческим вихрем, приходила сначала в движение, и, будучи пропущенной сквозь, занимала строго отведенное ей место, наполненная особым содержанием. И, если вспоминать «Поминки по Финнегану» - точку апогея, то и язык в конечном итоге был вовлечен в эту систему тоже, это был всепожирающий цунами. Показательна полярность гениев, но особое отличие выражено не в самом итоге, точке завершения, а именно в процессе, акте творения. Все творчество и Набокова и Джойса можно рассматривать как метароман, и каждую подчиненную единицу (роман, рассказ), как процессуальные феномены, не имевшие действительного окончания (особенно ясно это прослеживается в бесконечности редактур и дополнений, выполненных Джойсом при публикации «Улисса», лишь каким-то невероятным усилием воли дистанцировавшимся от него). И каждый метароман является отражением самого художника: у Набокова на первый план выступает феноменальная созерцательность, гармония хаоса, какого-то высшего непознаваемого порядка, иррациональное начало. У Джойса суррогатом действительности выступает собственная художественная концепция, суперсистема, благодаря которой он становится полновластным богом, богом в каждой вещи, придающим ей значение и смысл, хотя и в его процессе я оставляю место творческой иррациональности и наитию, но в гораздо меньшей степени, чем в наследии Набокова. Все это не означает, что Набоков был не прав совершенно в своем выпаде, это лишь показывает ту несомненную разницу между двумя подходами к творческому процессу двух мэтров и ту избирательность видения действительности, присущей художникам, которая находит свое выражение не только в творчестве, но и в критических отзывах.

 


Вам это будет интересно!

  • Хоружий “Улисс” в русском зеркале”


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »