Социальные сети

Управление в городах осуществлялось через систему судов и своего рода полицию. Что касается администрации на местах, то она соответствовала структуре центрального правительства в Эдо, как по должностям, занимаемым чиновниками, так и по функциям, которые они выполняли. Таким образом, описание структуры власти в Эдо может служить описанием административной системы всей страны.


К 1631 году сложилась структура, которая просуществовала в течение всего описываемого периода. Начнем с того, что в городе было два матибугё, "градоначальника", которые делили между собой функции главы полиции, судьи и городского головы. Точнее, не делили, а скорее выполняли эти обязанности по очереди, месяц работая и месяц отдыхая. Они были известны, как Север и Юг. Такое дублирование обязанностей соответствовало духу правительства сегуна: постоянно заботясь о сохранении собственной власти, сёгун использовал все возможности, чтобы вероятные противники не имели достаточно сил сместить его самого.

Градоначальники контролировали друг друга, и ни один из них не сосредотачивал весь аппарат управления в своих руках. Оба должны были подписывать бумаги, направляемые правительству. Такая система мешала и всякому частному предпринимательству. Однако, по мере того, как население Эдо росло, поскольку люди переезжали сюда из деревни при малейшей возможности, обязанности градоначальника множились, и ему приходилось использовать месячный отпуск на то, чтобы подготовить все бумаги и справки по делам, накопившиеся за его рабочий месяц. Каждое утро градоначальник к 10 часам отправлялся в замок и оставался там до 2 часов дня. Он участвовал в совещании с высшими членами Совета, которые возглавляли администрацию и отвечали перед сегуном за широкий круг вопросов. Градоначальник докладывал им о любом своем решении и получал распоряжения.

Пост градоначальника в Эдо держали для вассалов сегуна с самым низшим рангом - доходом в 500 коку, но сам пост давал право на получение пайка в 3000 коку. Этот ранг соответствовал положению даймё. Еще одним свидетельством значимости этого поста являлось то обстоятельство, что известных людей, занимавших должности, равные градоначальнику по статусу, переводили на место градоначальника в Эдо. Жизнь градоначальника была очень беспокойной, так как по возвращении на службу ему приходилось заниматься накопившейся бумажной работой и другими рутинними делами. Он не только отвечал за поддержание порядка в Эдо, но вел гражданские дела и выдавал пропуска на проезд. Однако он не занимался делами самураев и священнослужителей, которые рассматривали специальные чиновники. С ними он встречался три раза в месяц, в те дни, корда вместе со старшими советниками участвовал в заседаниях высшего суда для решения наиболее серьезных дел.

Каждому градоначальнику непосредственно подчинялись 25 ёрики, или помощников. Они тоже относились к сословию самураев и были прямими вассалами сегуна с доходом в 200 коку. Ёрики, служившие в других городах, обычно получали персональные назначения, и не наследовали свои должности. Те, кто служили помощниками градоначальника в Эдо, в действительности всегда замещали своих отцов и дедов на этих постах; они примерно с 13 лет поступали на службу учениками.

Благодаря этим сильным семейным традициям ёрики действительно знали свой Эдо, и градоначальник, особенно вновь назначенный, мог положиться на их знания и опыт при ведении дел. Ёрики не могли рассчитывать на продвижение по службе и жили в одном квартале. Таким образом, они образовывали тесную группу людей, которые по роду своей службы и сословию были отрезаны от горожан, хотя и общались с ними каждый день. Ёрики имели серьезные ограничения в своих правах. Так, им не разрешалось посещать Замок, из опасения, что они могут занести инфекцию, ведь им приходилось присутствовать при казни преступников, хотя саму казнь совершали "неприкасаемые".

Ёрики считались большими щеголями. Они очень следили за своей внешностью, у них всегда были аккуратные прически и они постоянно носили два меча, хакама и хаори. Вероятно, их официальный доход увеличивался за счет щедрых даров от даймё за то, что они не беспокоили их вассалов, когда те напивались и буйствовали.

Ёрики подчинялись самураи более низкого ранга, которых называли досин ("компаньоны"), их было 120 человек под началом каждого градоначальника. Они также являли собой группу, связанную родственными узами. Их доход исчислялся 30 тюками риса. Подарки от даймё доставались и им, очень часто это было хаори с гербом даймё,но так как досин получал подарки от нескольких даймё, он должен был, посещая резиденцию своего благодетеля, одевать именно его подарок.

Относительно подарков необходимо отметить, что, во-первых, дарить одеяние было традицией в Японии по меньшей мере на протяжении 1000 лет, и даже сейчас абсолютно нормально делать подобные подарки своей девушке к Новому Году; во-вторых, хотя сегодня подношение подарка можно рассматривать как взятку, в традиционной Японии высшие лица государства и чиновники считали, что получать дары - их право, и хотя получение подарка накладывало на них определенные обязательства, о них быстро забывали по причине необходимости исполнения своего долга.

Досин сохраняли присущий только им стиль одежды, ибо хотя и относились к сословию самураев, но носили только один меч и никаких хакама. Они не одевали более строгого костюма даже во время официальных церемоний, таким образом выделяясь среди обычных самураев. Досин, как самые низшие чины, отвечающие за порядок, патрулировали улицы Эдо, вооруженные при этом дзиттэ, как бы символом своего ведомства - металлическим жезлом с крюком для того, чтобы ловить лезвие меча или ножа нападающего. Досин не стремился скрывать свою личность, он скорее напоминал одетого в форму офицера в дозоре. Эдо был разделен на четыре зоны патрулирования, достаточно большие по площади. Отправляясь на дежурство, досин брал с собой двух или трех помощников и обходил сторожевые посты подразделений, управляемых представителем групп местных жителей. Если требовалось какое-то расследование, то он посылал своих помощников и представителей местных властей осуществить арест, сам не принимая без необходимости в этом участия. Своих помощников досин нанимал из горожан, которые расхаживали с дзиттэ в руках, как символом власти. Однако в большей степени эти люди были глазами и ушами властей, и по существу работали осведомителями.

В обществе, подобном японскому, где господствовал принцип неравенства людей, делалось все возможное, чтобы сохранить жизнь и безопасность представителей высшего сословия. Поэтому правосудие совершалось руками помощников досин, и только очень серьезные происшествия требовали участия ёрики. Для поимки подозреваемого досин и его люди использовали специальное снаряжение: при нападении с мечом - применяли или дзиттэ, или тяжелую стальную цепь, которая наматывалась на лезвие меча. Четыре звена цепи, расположенные с каждой стороны, использовали, чтобы нокаутировать нарушителя закона, а длинные звенья с зубцами и шипами легко ранили и изматывали его, не давая приблизиться и применить меч для нападения. Первое правило гласило, что нарушитель должен быть взят живым, поэтому при первой удобной возможности его бістро и надежно связывали веревкой. Если обстоятельства вынуждали вызвать ёрики, то он прибывал на место происшествия верхом, в кольчуге, надетой под кимоно, в латах на ногах и на руках и в плоском лакированном шлеме из железных пластин: он руководил операцией с безопасного расстояния и в случае необходимости ударом пики выводил преступника из строя.

После ареста заключенного доставляли дежурному градоначальнику. Тюрьма в Эдо находилась в Дэнматё, и особо опасных преступников сразу помещали туда, а менее опасных держали под стражей у градоначальника. Следующим шагом в отправлении правосудия была попытка убедить подследственного признаться в своей вине, особенно в тех случаях, если наказание предусматривало казнь. По существу, это, очевидно, было основано на принципах справедливости, чтобы не наказати невиновного. Однако, признание еще нужно было получить, если арестованный не хотел сознаваться добровольно. В таких случаях судьи прибегали к различного рода пыткам. В Японии, однако, авторитет власти был настолько велик, что немногие виновные отрицали свою вину. Сделав признание, арестованный представал перед судом и, стоя на коленях на сирасу - "белом песке" – перед судьями, где все арестованные и свидетели преклоняли колени, давая показания, он выслушивал решение. "Белый песок" олицетворял истину, заключенную в том, что здесь говорилось, а под сирасу, возможно, подразумевался глагол, похожий по звучанию, и означавший "информировать".

Конечно, самым серьезным наказанием был смертный приговор, который мог исполняться по-разному. После приведения приговора в исполнение тело могли выставлять напоказ, что считалось дополнительным позором. Смертный приговор выносили за убийство, воровство, супружескую неверность, а участь сгореть заживо ждала любого, кто обвинялся в поджоге, самом страшном преступлении в Японии. Взамен смерти от руки палача самураю иногда позволяли совершить самоубийство (сэппуку), этим актом он сохранял свою честь.

На деле это происходило так - ножом вспарывался живот от левого бока к центру и в тот же момент один из друзей сносил мечом голову осужденного, прекращая смертную агонию. Следующим по строгости наказанием была высылка, от ссылки на какой-нибудь далекий остров до ссылки на расстояние десяти ри (25 миль) от Эдо. Более легкие наказания назначались в зависимости от сословия. Это мог быть домашний арест на какой-то срок или другие ограничения свободы. Женщин иногда наказывали, сбривая им волосы.

Заключение в тюрьму не считалось наказанием, тюрьма была местом, где обвиняемых содержали под стражей, пока выносили решение о степени вины и приговоре. Отношение к преступникам в тюрьме было жестоким, хотя градоначальнику Оока, который служил с 1717 по 1736 годы и славился легендарным умением разрешать саме трудные дела, приписывают проведение гуманних реформ, особенно при допросе арестованных.

Даже в тюрьме самураев помещали в разные места в соответствии с их рангом и отдельно от простолюдинов, а женщин держали в изолированных помещениях. Сила власти в Японии была такова, что если рядом с тюрьмой начинался пожар, то арестованных отпускали под честное слово, хотя им грозил очень серьезный штраф в том случае, если они не возвращались в оговоренный срок.

Градоначальник занимался не только уголовными правонарушениями, ему приходилось разрешать и просто споры между людьми. Интересно отметить, что в процессе разбора обычных тяжб некоторое время отводилось на то, чтобы "спустить пар", что было бы неплохо использовать и в нынешнем судопроизводстве. При первом обращении в канцелярию заявление гражданина регистрировали, а самого жалобщика отправляли на несколько дней домой. Если он возвращался в указанный срок, его принимал сам градоначальник и советовал ему пересмотреть свое заявление, но если человек упорствовал, то следствие по делу поручалось ёрики, который обычно и доводил расследование до конца. В особо сложных случаях дело возвращалось к градоначальнику, который выносил окончательный приговор.

Это описание механизма правосудия в Эдо дает некоторое представление о том, как работали чиновники и как именно они общались с простими людьми.

Ч. Данн

Повседневная жизнь в старой Японии

(книгу выложу позже)




Вам это будет интересно!

  • «УПРАВЛЕНИЕ процессом взаимодействия с клиентом в индустрии красоты»
  • Еще одно сообщение для братьев-картографов.
  • Лазанья
  • О “Векторе” - в тему круглого стола
  • Безымянный 98885


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »