Социальные сети

Зависть

«…но завистию диавола вошла в мир смерть,
и испытывают ее принадлежащие к уделу его»
(Прем. 2, 24).

     Oчень распространенный между детьми и не менее гордости и скупости опасный порок - это зависть, или недоброжелательство к ближним. Завистливый человек, возлюбленные слушатели, до­садует и терзается, когда ближнему его улыбается счастье, и радуется, когда этот терпит неудачи и не­счастия. Омерзительно и возмутительно такое на­строение вообще у людей, но в особенности у детей. Посмотрим же, каким образом родители должны по­давлять в сердцах детей своих зависть и недоброже­лательство.
     Мы укажем следующие главные правила или роди­тельские обязанности по отношению к этой страсти у детей. Прежде всего старайтесь подавлять зависть в сердцах детей своих при самом первоначальном ее проявлении. Зависть у детей может обнаруживаться в различных формах. Если дети при употреблении пищи торопливо и спешно берутся за свои тарелки, чтобы не отстать от других, если они, осматриваясь кругом, быстро начинают есть, чтобы, окончив раньше других, получить еще, если они с печальным выражением лица смотрят на тарелки своих братьев и сестер, думая, что эти последние получили больше него, если они данные им порции сравнивают одну с другою, чтобы видеть, не получил ли один более другого, если они, наконец, сравнивают между собою купленные им игрушки, одежды или школьные при­надлежности, чтобы видеть, не получил ли кто-либо что-нибудь более ценное и красивое, - то это верные признаки завистливого сердца у детей. Таких прояв­лений недоброжелательства не должны терпеть хрис­тианские родители, но должны тотчас же принимать против него меры и подавлять его всюду, где оно обнаруживается.
     А для сего детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недовольством отталкивает от себя предлагаемые ему вещи потому только, что и другое получает то же самое, то зависть пустила уже глубокие корни в его сердце, и такой поступок требует всегда строгого и чувствительного наказания. Обратная сторона зависти есть злорадство, которое очень замечается у детей. Оно может точно так же обнаруживаться в различных формах. Если дитя смеется при наказании другого, желая тем причинить ему еще более скорби, то справед­ливость требует подвергнуть такому же наказанию и его. Если одно дитя несправедливо жалуется на другое, - заведомо ложно обвиняет его с недоброжелательною целью, то его нужно подвергнуть строгому взысканию. Даже когда дети раскрывают и действительные проступки и шалости других, то и тогда не следует поощрять их к тому, если они это делают с той только целью, чтобы повредить другим и подвергнуть их наказанию. Да и вообще не следует потворствовать наушничеству и дозволять, как говорят, «выносить сор из избы», так как это имеет источник свой большею частию в ненавистном и недоброжелательном сердце и приучает малюток к клевете. Вообще передача о шалостях и проступках других тогда только должна быть допускаема со стороны детей, когда их спрашива­ют об этом отец или мать, воспитатель или учитель. Но при этом всегда нужно внушать им, чтобы они, по примеру египетского Иосифа, о проступках своих братьев, сестер или товарищей говорили не из желания им вреда, но чтобы положить пределы греху.
     Второе правило гласит: не вызывай сам зависти у твоих детей. А это случается тогда, когда родители неодинаково относятся к детям, предпочитая одного другому. Родителям не следует иметь между своими детьми никаких, так называемых, любимцев; они должны всех любить одинаковою любовью, всех изме­рять одною меркою; в противном случае они могут возбудить недоброжелательство и зависть в сердцах тех детей, к которым менее будут проявлять любви. Они должны одинаково со всеми поступать в отношении пищи; мать не должна что-нибудь особенное готовить для того дитяти, которое несколько моложе других. Одинаково должны они поступать и в отноше­нии одежды и игрушек детских: не следует одному делать костюм красивее, покупать игрушки лучше, чем другому. Равным образом одинаковою для всех меркою должны быть измеряемы похвала и порица­ние, награда и наказание. Не следует младших оставлять без наказания за те проступки, за которые под­вергаются взысканию старшие. Вдвойне велико ис­кушение делать разницу между детьми для отчима и мачехи. Они в особенности должны заботиться о том, чтобы не обнаруживать пристрастия в своих отношениях к детям.
     Со сводными детьми ни отчим, ни мачеха не должны поступать строже, чем со сво­ими кровными, никогда не должны потворствовать последним в том, за что наказываются пасынки и падчерицы. Какие дурные последствия могут про­истекать от неодинакового отношения к детям, когда они предпочитаются другим, это видим мы из ис­тории о братьях египетского Иосифа, которые на­столько озлоблены были на последнего за то, что отец любил его более, чем их, что сначала хотели убить его, а потом продали в рабство.
     Третье правило говорит: не учи детей твоих отвратительному пороку зависти своим собственным примером. Если дети часто слышат, как отец или мать их недоброжелательно и с завистью высказываются о своих соседях или сослуживцах, или, вооб­ще, если бедные родители дозволяют себе в присут­ствии детей с завистью говорить обо всех богатых, высказывать свое недовольство на то, что они не так состоятельны, не так счастливы в своих делах и предприятиях, как тот или этот, иначе говоря, если дети дома ежедневно и ежечасно ничего более не слышат, как только исполненные зависти недоброжелательные ре­чи родителей о своих ближних, то что удивительного, если зависть и недоброжелательство пускают свои корни и в их нежные детские сердца, которые всегда бывают более восприимчивы ко злу, чем к добру? Далее: очень часто неблагоразумные родители сами вливают в душу дитяти яд зависти, при употреблении, например, ими пищи. Когда ребенок не хочет есть потому ли, что он сыт, или потому, что предлагаемая пища ему не нравится, то ему обыкновенно говорят: «Если ты сейчас не съешь, то я съем это» или: «Я отдам братишке, или прислуге, или кошке» и т. п. И вот из боязни, как бы не воспользовался пищею кто-либо другой, ребенок с поспешностью начинает есть и, когда окончит, ему говорят: «Вот умник, теперь ты скоро вырастешь большой». Не значит ли это силою вызывать у детей зависть и недоброжелательст­во? Не должна ли при этом явиться у детей мысль, что есть для того, чтобы эта пища не досталась кому-либо другому, есть дело достойное похвалы и одобрения?
     Четвертое правило говорит: учи детей ненавидеть порок зависти прежде из религиозных побуждений. Зависть есть отвратительный порок; однако не это должно быть главным побуждением избегать ее. За­висть есть глупый порок, потому что она не приносит завидующему никакой пользы, напротив, - один только вред, так как он отравляет ею только свою собствен­ную жизнь; но и не это одно должно побуждать вас предостерегать своих детей от зависти. Они скорее должны избегать ее потому, что она запрещена Бо­гом, потому, что она есть отвратительнейший грех пред Богом. Насколько греховна пред Богом зависть, это вы можете доказывать вашим детям, указывая на то, что она происходит от диавола. Он принес ее в мир, когда позавидовал блаженству Адама и Евы, которым они наслаждались в раю. Далее, тяжесть греха зависти вы можете объяснять детям, указывая на то зло, которое произошло от зависти. Из зависти сатана ввел в грех наших прародителей. Зависть сделала Каина братоубийцею. Из зависти братья Ио­сифа продали его в египетское рабство. Из зависти фарисеи ложно обвинили Спасителя и довели Его до крестной смерти. Как ненавистна пред Богом за­висть, это, наконец, можно объяснять детям из того, что завидующий подражает диаволу и делается ему подобным, а потому пойдет некогда туда же, где и диавол, т.е. в ад. Но самое сильное выражение против зависти высказал Сам Дух Святый устами мудрого мужа, когда он сказал: чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему.
     Последнее правило, наконец, говорит: насаждай в сердцах детей своих противоположную этому поро­ку добродетель. Добродетель, противоположная по­року зависти, есть искренняя, сердечная любовь к ближним, та любовь, которая всегда поступает по словам Спасителя: все, чего хотите вы от людей, должны делать и для людей (Мф. 7, 12). Согласно с сим, родители обязаны приучать своих детей к искренней, деятельной любви к ближним, учить их быть сострадательными к ближним и выражать свое участие в судьбе их не словами только, но и делом. Быть по отношению к братьям и сестрам и другим детям услужливыми, предупредительными и ласко­выми. Малютки должны быть приучаемы к тому, чтобы они радовались вместе с радующимися (Рим. 12, 15). Они должны быть приучаемы переносить слабо­сти и недостатки друг друга, не говорить о недостат­ках и проступках братьев, сестер и товарищей по школе, если об этом их не спрашивают. С самых ранних пор нужно запечатлевать в сердцах их высокое значение заповеди о любви к ближним, исполняющих которую Спаситель причисляет к ученикам Своим: из того все узнают, что вы ученики Мои, если вы любите друг друга (Ин. 13, 35).
     Вот, братие, все главные средства к предохранению детей ваших от развития в них зависти и недоб­рожелательности. Вы слышали, какой глупый, вред­ный, богопротивный и поистине сатанинский этот порок. Так усильте, Христа ради, вашу энергию в борьбе с этим смертным грехом, воспользуйтесь всеми средствами и со всем усердием приложите указанные правила. Словом, воспитывайте ваших де­тей так, чтобы каждое из них было сыном Того небесного Отца, Который все Свои творения любит одинаковою любовью и Который солнце Свое сияет на благие и злые, на праведные и неправедные.
 
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (Деян. 20, 28).
    
Вот какое увещание делает апостол Павел епис­копам Ефесской церкви; приложи мо оно и ко всем христианским родителям. И они суть такие же Богом поставленные епископы-наблюдатели за сво­ими детьми, и они также бдительно должны следить за порученным им стадом, аз есмь пастырь добрый, говорит Спаситель о Себе. И вы, христианские роди­тели, являетесь пастырями, а овечки, пасти которых поручено вам, это - ваши дети. Думаю, что все вы желали бы быть добрыми пастырями, хорошо знать и добросовестно выполнять ваши пастырские обя­занности, а первый долг и главное условие пастырской деятельности - бдительность применительно к пастырско-родительским обязанностям, о чем мы и побеседуем с вами. Чтобы ясней и доказательней представить вам это важное и существенное средство успешного воспитания детей, начертим образ доброго пастыря, каким он должен быть по отношению ко всем сторонам и условиям родительской жизни и деятельности. Добрый пастырь, прежде всего, сознает, что стадо, которое он обязан пасти, принадлежит не ему, но что он должен дать за него ответ своему Господину, он сознает также и то, какое драгоценное благо в лице этого стада вручил ему Господин. Так и вам, христи­анские родители, особенно часто нужно приводить себе на память, что вы обязаны за ваших детей дать отчет Господу Богу. Бог вверил вам их не как соб­ственность, которою вы свободно можете распоря­жаться по своей воле и произволу, но только как приставникам, как ответственным стражам. И какое высокое и драгоценное сокровище вверено вам в ли­це детей ваших! Вам вверено попечение не о бес­словесных и неразумных животных, но о бессмертных человеческих душах, которые суть образы и подобия Бога; о душах, которые Спаситель купил бесконечно дорогою ценою Своей Крови и которые освящены Духом Святым во св. крещении и призваны к вечному блаженству. Какое драгоценное сокровище - ваши дети, это вы можете видеть из того, что Бог к каждому из них, с самого появления их на свет, приставил ангела-хранителя, который защищает и охраняет его от всякого зла, как телесного, так и душевного. Господь поставил вас пастырями детей, которых в особенности любил и отличал Спаситель во время Своей земной жизни, которых Он выстав­лял пред Своими учениками, как образец смире­ния, - пастырями детей, о которых Он сказал: приемляй единого от малых сих во имя мое, мене приемлет. А иже аще соблазнит единого от меньших сих, верующих во имя мое, уне есть ему, да свесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 18, 5. 6).
     Итак видите, родители, какое драгоценное сокровище вручил вам Бог в лице ва­ших детей! Но и не забывайте никогда, что вы долж­ны будете некогда дать строгий отчет за этот вручен­ный вам талант. Да, вы ответите за каждого из детей ваших, если допустите его до вечной погибели. Гос­подь поставил вас надзирателями за душами детей ваших: из ваших же рук Он некогда потребует их и обратно. И горе, горе вам, если по вашей вине подвергнется вечной погибели хотя одна из таких душ! Но благо вам, если, представ некогда, в тот великий день страшного суда, пред лице Небесного Судии, окруженные вашими детьми, вы вправе бу­дете сказать Ему: се аз, Господи, дети мои, которых Ты даровал мне, и не едино из них не погибло.
     В сознании того, какое драгоценное сокровище вручил ему Бог, и в чувстве своей ответственности за целость его, добрый пастырь водит свое стадо только на добрые, злачные пажити. Он прилагает все свое старание и заботу к тому, чтобы ни одна из его овец не наелась вредной или даже ядовитой травы. Так и вы, христианские родители, должны заботиться о том, чтобы бессмертные души детей ваших кормить здоровою, питательною пищею. А таковою пищею для детских душ служит христианское учение и божественная благодать, изливающаяся на них в молитве и таинствах православно-христианской церкви. А путь и средства к тому - христианское обучение и наставление.
     Если хотите вести души детей ваших на добрые и здоровые пажити, питать их хорошею пищею, то позаботьтесь обучить их с самого раннего возраста спасительным истинам христианства и при­учать к ежедневной в определенное время соверша­емой молитве. Старайтесь доставлять им не один только телесный, материальный хлеб, но и духовный. Как нужно поступать в этом отношении с детьми и дошкольного возраста, и во время обучения их в школе, и по выходе из нее, - об этом сказано было в прежних беседах. Добрый пастырь, как мы уже сказали, заботится и о том, чтобы ни одной из его овец не попал вредный и ядовитый корм. Равным образом вы, христианские родители, если только хотите быть добрыми пастырями, должны предохранять ваших детей от вредоносной, ядовитой, смертоносной ду­ховной пищи. Вы не должны допускать в ваших домах никаких сочинений, брошюр, книг и журналов, из которых ваши дети могут извлекать яд неверия или которые могут причинять вред их нравственной чистоте и невинности. Вы должны бдительно наблю­дать, чтобы в руки подрастающих детей ваших не попадали никакие книги, журналы и газеты, где открыто проповедуется неверие, осмеиваются обряды и обычаи православной церкви, представляются в карикатурном виде ее богослужение, ее служители и т. д.
     Равным образом не должны вы допускать и того, дабы ваши дети, особенно подрастающие девочки, искали для себя развлечение в книгах, где рассказываются какие-нибудь любовные интриги и похождения, соединенные с нарушением целомудрия, брачного союза и т. п., и представляются как извинительные человеческие слабости. К такому сорту сочинений принадлежит большая часть романов и очень многие повести, помещаемые в современных беллетристических изданиях или издаваемые отдельными книгами. Когда вы берете из аптеки яд для истребле­ния вредных домашних животных или насекомых, например, мышей, крыс, тараканов и т. п., то вы стараетесь прятать его как можно подальше и запира­ете его в каком-нибудь безопасном месте, дабы никто из ваших детей не съел его и не причинил вреда своему телесному здоровью и жизни. Еще крепче запирайте, еще дальше прячьте, прошу вас во имя блага детей ваших, такие книги и сочинения, если уже так необходимо держать их в доме, в которых содержится яд неверия и безнравственности, или же, еще лучше, подражайте примеру первенствующих христиан, которые бросали в огонь таковые книги (Деян. 19, 19), дабы они не попали в руки детей ваших и не отравили их бессмертные души.
     Добрый пастырь, наконец, с неусыпаемою бдитель­ностью смотрит за своим стадом, чтобы не потерять ни одной из овец его и чтобы не ворвался в его овчарню какой-нибудь хищный волк. Если заблуди­лась часть его стада, он бежит за нею и ищет ее до тех пор, пока не найдет. Таким же образом и вы, христианские родители, должны смотреть за вашими детьми, как за самыми малыми, так и за более взрослыми. Вы должны бдительно наблюдать за их поведением в церкви, на улице, в местах их занятий, игр и раз­влечений; следить за их общением с другими и за их товариществом, дабы они не развращались от других и не приобрели склонности к какому-нибудь пороку; следить за их уходом из дому и за возвращением домой.
     Особенно нужно бывает во время зимы иметь строгий глаз за детьми, когда при долгих вечерах могут возрастать для них разного рода опасности при недостатке бдительного за ними надзора. Христиан­ские родители не должны терпеть никаких ночных отлучек и похождений, никаких маскарадов и других опасных сборищ лиц обоего пола, а тем более, каких-либо отношений и знакомств с людьми сомнительной нравственности. Но, к сожалению, как часто и много в этом отношении погрешают некоторые из родителей, как беспечно нарушают многие из них свои пастырские обязанности, когда они нисколько не заботятся о поведении своих детей и в доме и вне его. Когда у доброго хозяина сбежит со двора гусак или гусыня и не возвратится к вечеру домой, то он обыкновенно старается отыскать его и до тех пор не затворяет ворот, пока не возвратится сбежавшее жи­вотное. Но как много таких родителей, которые пре­спокойно запирают двери дома и ложатся спать, хотя сына или дочери их нет дома, хотя бы они были на каком-нибудь маскараде, на танцах, в трактире или проводили ночное время в других каких-нибудь не совсем нравственных и безопасных сборищах!
     Если одно из детей твоих сбилось с пути, оставило путь добродетели и пошло по пути порока и греха, то твоя обязанность, христианский отец, христианская мать, догнать твое заблудшее дитя, упросить, умо­лить, запретить, предостеречь, наказать и до тех пор, так сказать, преследовать его твоими слезами и моль­бами, пока оно снова не возвратится на истинный путь. Таков образ доброго пастыря! Подражайте ему, христианские родители, и исполняйте верно и доб­росовестно пастырские обязанности в отношении де­тей ваших. Помните всегда, какое драгоценное со­кровище даровал вам Бог в лице детей ваших, но и не забывайте того строгого отчета, какой вы должны будете некогда отдать за них пред престолом Вечного Судии. Водите всегда вверенных вам овец на добрые пажити, питайте их небесным хлебом христианского учения и божественной благодати, сообщаемой им в таинствах Православной церкви. Наблюдайте бди­тельнее за поведением ваших детей и дома и вне его, следите за их товариществом, за их уходом из дома и возвращением в дом.
     А вы, христианские дети, будьте послушными ов­цами пастырей, которых приставил к вам Сам Бог. Слушайте советы и наставления ваших родителей, строго соблюдайте пятую заповедь, дабы наследовать вам и благословение ее. Если родители, так будут вести себя, как верные пастыри, а де­ти - как послушные им овцы, тогда Господь Иисус, этот добрый Пастырь, приведет некогда и пастырей и овец к небесной пажити и к вечному блаженству. Аминь.
 
(продолжение следует)


























Вам это будет интересно!

  • О воспитании детей. Свящмч. Владимир Киевский (часть 6)
  • О воспитании детей в век Интернета (с юмором)
  • Спор о воспитании
  • на злобу дня или немного о воспитании
  • Лекарства от простуды убивают детей


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »