Социальные сети

25 марта 1988 года в Чехословакии - это день «демонстрации со свечами», или же «Братиславская великая пятница».
Изначальная идея, пришедшая из канадской диаспоры, выглядела так, чтобы в этот день провести по всему миру акцию солидарности с притесняемой словацкой католической церковью. Но по тем или иным причинам этот план сорвался. 10 марта Франтишек Миклошко подал уведомление в администрацию Братиславы о проведении молчаливой манифестации в поддержку назначения новых епископов на пустующие епископские кресла, в защиту религиозной свободы в стране и за соблюдение прав человека. Как легко догадаться, проведение этого мероприятия власти запретили. Тем не менее, по разным оценкам, до десяти тысяч человек попыталось в 18.00 25 марта пройти на небольшую, по нашим меркам, площадь Гвездослава. Среди них не было ни тайного епископа, главы крупной структуры словацкой тайной церкви Яна Хризостома Корца, ни Яна Чарногурского, ни самого Франтишека Миклошко – все они провели тот день в кабинете у следователей. Более того: в этот день в Братиславе начались проблемы с транспортом – и не только с городским: перестали ходить даже поезда из Чехии. Во многих учреждениях неожиданно возникли дела, которые не позволяли начальству отпустить сотрудников вовремя. По телевизору вдруг решили показать хит тех времен – «Анжелику». Один из церковных иерархов, состоявших в движении лояльных режиму клириков, объявил, что молитва на площади – дело сугубо дьявольское, и запретил верным в этом участвовать.
Идея состояла в том, чтобы спокойно, без лозунгов, читая молитвы Розария, простоять полчаса на площади с зажженной свечкой. Однако это оказалось сложнее, чем можно было ожидать. Помимо того, что неожиданно вставший там общественный транспорт и полицейская техника мешали туда пройти – в какой-то момент полиция применила, в том числе, водяные пушки.
На видео ниже это видно. Запись была сделана сотрудниками госбезопасности.

Производились выборочные задержания; административное преследование участников проводилось в течение нескольких последующих месяцев, многие были приговорены к крупным штрафам. Но об акции удалось сообщить на радио «Свободная Европа», и весь мир, которому тогда еще это было интересно, узнал о специфике «религиозной свободы» в Чехословакии. В самиздате потом вышла целая книжка об этой акции, впоследствии переизданная.

Поскольку я не могу не добавить какой-нибудь перевод, то на этот раз это будет текст чешского католического философа и правозащитника Вацлава Бенды, в целом любопытное свидетельство для своеобразной «истории уличного протеста», сегодня у нас в высшей степени актуальной.

Вацлав Бенда
Вызов из Братиславы
Основные факты о наступившей раньше времени «Великой пятнице» в Братиславе, хотя и не очень точные и скорее недооцененные, то есть факт проведения совершенно мирной манифестации католиков и факт ее жестокого «усмирения» подразделениями государственной и общественной безопасности, широко опубликованы в средствах массовой информации во всем мире, и даже у нас (правда, здесь в действительно специфическом изложении). Я долго разговаривал с корреспондентом BBC Дэвидом Блоу, который в процессе манифестации получил удар дубинкой, его задержали, а когда он показал сотрудникам полиции удостоверение аккредитованного журналиста, то получил еще один хороший удар кулаком. Но у меня сложилось впечатление, что больше, чем это невежливое обхождение, на него подействовало то, что в полицейской машине он был вынужден наблюдать, как поступали служители закона с участниками манифестации. Естественные порывы человеческой, профессиональной, спортивной радости работников охраны порядка, возникавшей, когда удавалось повалить на землю очередную бабушку, он совершенно неуместным образом счел проявлением садизма, ему казалось, что он попал в руки сумасшедших. Но это лишь ложная оптика изнеженного западного репортера. Я бы, скорее, подчеркнул, что жестокая атака полиции на толпу, которая поет государственный гимн и читает розарий – это проявление упадка государственной власти и ее неверия в саму себя. Толпу нужно было сперва спровоцировать, чтобы люди стали выкрикивать антигосударственные лозунги и кидать камни в сторону сил охраны порядка. Так удалось бы оправдать жестокие меры – хотя бы перед западным общественным мнением, которое привыкло к насильственным демонстрациям и порядком от них утомилось. Но государство, которое применяет водяные пушки и другие средства против горящих свечек и розария, явно не уверено в себе. А государство, которое считает необходимым нападать на собственные символы – в данном случае на государственный гимн – отрицает само себя, определяет себя как простую насильственную организацию. По крайней мере, тем самым оно отказывается от того преимущества, что власть оно получило от Бога, и тем самым христиане обязаны соблюдать те его требования, которые не противоречат другим требованиям Божьим. Поэтому был прав кардинал Томашек, когда торжественно объявил в пражском кафедральном соборе, что братиславская манифестация – не политическая акция, а свидетельство веры, которое снова и снова должны приносить подлинные христиане. …
Возникает вопрос, как быть дальше. Как быть дальше, после католической петиции в защиту основных религиозных прав и свобод, которую подписало более полумиллиона чехословацких граждан. Как быть дальше после братиславской манифестации и жестокого ее разгона. В католических и некатолических кругах, особенно в Словакии, царит негодование и воинственные настроения. Даже мой друг Гейданек, в прошлом скорее скептик в отношении наших возможностей, вдруг написал в «Лидовых новинах» (самиздатовская публикация. – slovenskypribeh) о том, что в Чехословакии существуют только две общественные силы, коммунисты и католики, что дальнейшее развитие страны зависит от их взаимоотношений, что все остальные группы имеют лишь периферийное значение, и им придется приспосабливаться. Я считаю это неверным: в руках коммунистов – вся власть, но они давно перестали быть подлинной общественной силой, в то время как католики, действительно, являются сегодня общественной силой, зато их властные возможности равняются фактически нулю. Я считаю, что это и несправедливо: католики в Чехословакии извлекли достаточно уроков из своих исторических ошибок и прегрешений (например, они открыто признали это в тексте пасхального экуменического послания чешского примаса, кардинала Томашека, авторитет которого у католического населения всей Чехословакии сегодня огромен и несокрушим), и они не желают быть силой, которой кто бы то ни было должен приспосабливаться или подчиняться, даже во имя временного единства в борьбе со злом. Мы хотим быть равными партнерами среди равных партнеров и свободно объединяться с теми из них, в добрых помыслах которых мы убеждены – ничего более, но и не менее.
На вопрос, как быть дальше, нет ответа. Нынешняя тоталитарная власть в определенном смысле трагически бессильна: она утратила способность решать какие бы то ни было жгучие экономические, экологические, политические, общественные проблемы. На практике последнее, что ей остается, в соответствии с ее стремлением к власти ради власти – это эффективность ее репрессивного аппарата. Меня обычно считают радикалом и сторонником крайних решений. Именно с этой позиции я утверждаю, и считаю необходимым поставить здесь на кон всю свою репутацию, что открытая конфронтация с властью в ближайшие месяцы означала бы поражение, возможно, кровопролитие, и наверняка – провал всех многолетних усилий и возвращение назад. И более того, такая конфронтация укрепила бы тоталитарную власть, потому что она наконец смогла бы записать в своей актив бесспорный успех, пусть и исключительно военно-полицейского характера. Час, когда будет необходимо подняться во весь рост, безусловно, придет, горе тому, кто его не узнает, но трижды горе тому, кто захочет самовольно его приблизить. Пока же оденемся в одежды добродетели христианского терпения, которая так хорошо служила нам в минувшие годы: необходимо постоянно усиливать давление на тоталитарную власть, по крайней мере, фактически, несмотря на несправедливые законы и вопреки им, расширять простор общественных и религиозных свобод, но окончательное сражение «кто кого» отложить на будущее и ни в коем случае не позволить себя спровоцировать. Братиславские манифестанты в этом отношении могут стать нам примером христианского поведения и политической проницательности. Они вполне могли бы протестовать так, что начались бы уличные потасовки. Но они выбрали – мудро и по-католически – пассивное, но последовательное сопротивление. Так они выиграли важное сражение. Но война продолжается, и тоталитарная власть имеет в ней все возможности маневрирования, но никакой надежды на победу.

Перевод – по публикации на словацком языке в самиздатовском журнале «Братиславске листы».













Вам это будет интересно!

  • Три возраста одной женщины
  • Три дня одной истории и 60 % объявлений одного развода.
  • История одной…
  • Об одной вещи…
  • История одной встречи.


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »