Социальные сети

Неделю назад мы хоронили Зою Александровну. Формально говоря, она ни дня не была у нас классной – на этой должности всегда числился кто-то еще, да и не только числился, но и, наверное, выполнял какие-то обязанности, назначал старост, заполнял классный журнал и т.д. Но при этом все равно с самого начала у нас сложилось стойкое понимание, что она – наша, а мы, соответственно, – ее. Вообще-то это было довольно странно, как например, странно было и то, что она – словесник – занимает в математической школе пост завуча по математике. Не могу сказать, что с самого начала в наших взаимоотношениях все было так уж благостно (это слово вообще к З.А. применить невозможно), с нашей стороны понимания вначале, естественно, было немного. Мы собрались в математический класс, чтобы заниматься математикой и физикой, а литература (уж тем более «школьная») никак не входила в круг наших интересов. (Я, конечно, говорю только за себя, наверное, какие-то из моих более продвинутых одноклассников уже понимали куда больше.) На первом же уроке, без всякого предупреждения, на нас обрушилось сочинение. Тема – «Тибуки». На робкий вопрос, а что, мол, это такое, следовал короткий ответ: «Не знаешь – придумай!». «Разбор полетов» с чтением наиболее удачных сочинений и фрагментов из наиболее неудачных был, кажется, уже через раз, потому что на следующий день нас, особенно не спрашивая нашего желания, повели в Третьяковку, где была экскурсия по русскому искусству. Оказалось, что эта экскурсия будет повторяться раз в две недели – чаще не могла экскурсовод. Конечно, это был не просто какой-нибудь экскурсовод Третьяковки, а тот единственный и уникальный, которого З.А. только для нас упросила провести этот цикл. Я, к стыду моему, совсем ее не запомнил, потому что проболел большую часть 8 класса и на эти экскурсии попадал очень редко. Из-за этих своих болезней я и не могу точно указать тот момент, с которого все встало на свои места, но это произошло очень быстро. Я даже не могу сказать, что я полюбил уроки литературы, просто они вошли в мою жизнь как некоторая данность, без которой теперь стало невозможно обходиться. Как я уже говорил, взаимоотношения наши были далеко не благостными. Высокая, крупная, энергичная, беспощадно-ироничная и при этом безукоризненно справедливая, З.А. ухитрялась любить нас всех даже в самые неприятные моменты «учебного процесса». Подзатыльники, правда, получали только любимчики (их не ревновали – ее любовь всегда была справедливой), а вот беззлобно-ласкового «Подонок!» мог удостоиться, в общем, каждый. Я только после школы с удивлением осознал, что это слово вообще-то не очень нормативно в приличном обществе. На поминках кто-то рассказал, что, уже в следующей школе, ей досталось вести пятые классы – «так они на ней просто висели!». Хотел бы я это видеть…

Кажется, она почти не читала нам стихов. Зато мы их читали во множестве. Я помню первое задание по Блоку: выбрать любое стихотворение и выучить его. Я не справился: по своей серости я открыл Блока в первый раз в жизни и, конечно, ничего там не понял. Получив свою законную двойку, я весь урок, как завороженный, слушал чтение других. Наверное, не все читали одинаково хорошо, но волшебное превращение, происходившее с каждым в момент произнесения стихов, произвело на меня неизгладимое впечатление. Через несколько дней я знал уже намного больше, чем было прочитано тогда в классе. Вообще со стихами нам невероятно везло. Курс по Пушкину читал Непомнящий. Формально это было необязательно, после уроков, но мы уже к этому моменту кое-что соображали (это, наверное, был 9 класс) и такого не пропускали. Непомнящий прочитал нам, кажется, почти всего Пушкина, включая почти все поэмы и «Маленькие трагедии». При этом большую часть его лекций составляли, конечно, комментарии. Несколько раз приезжал читать поэзию Кутепов, кажется, что-то из ХХ века. Он же читал объемную композицию из «Глазами клоуна» Белля – школьникам! – и это было потрясающе. Не все, правда, было понятно, особенно на религиозные темы, но спустя годы все додумалось и встало на свои места. Надо вообще сказать, что многие вещи, которые я совершенно не мог понять в школе, некоторым таинственным образом все равно запомнились и без всякого внешнего воздействия перешли со временем в разряд усвоенных – не только, кстати, из литературы, но больше даже из физики. Кажется, Цветаева где-то говорила, что ребенка надо не научить, а заклясть…

Я, кажется, сильно отвлекся от рассказа собственно о Зое Александровне, но на самом деле рассказы обо всех литературных событиях второй школы для меня неразрывно связаны с нею: она всегда находила время направить нас, тогда еще достаточно лопоухих, на те занятия, встречи, спектакли, которые нельзя было пропустить. По ее слову мы слушали Самойлова, Тарковского, ходили на Таганку… Сама З.А. кроме уроков (и невидимой для нас нагрузки завуча) больше ничего не вела, но, как я понимаю, она крепко приложила руку к тому филологическому изобилию, которое я лишь отчасти здесь описал, и которое мы, как и положено детям, просто принимали как должное. Все оборвалось неожиданно: после нас школы уже не было и приходить нам было некуда. Зоя Александровна ушла в другую школу где-то на Кутузовском, мы у нее иногда собирались дома, но связь времен оказалась безвозвратно разорванной. Когда прошла первая эйфория новой студенческой жизни, я и несколько моих товарищей точно поняли, чего же нам более всего не хватает, и, курсе, кажется, на втором мы небольшой компанией заявились к ней домой с просьбой возобновить для нас уроки литературы. К сожалению, это в конце концов не получилось, слишком быстро нарастал темп ее и нашей жизни, но ностальгия по ее урокам осталась на всю жизнь.

Мой рассказ, пожалуй, будет неполным без рассказа о похоронах. Отпевания, к сожалению, не было: как и многие люди ее поколения, она до конца оставалась по внешности неверующей. Траурный зал Боткинской больницы оказался забит до отказа. Из нашего класса было всего пять-шесть человек, да и из других, наверное, не больше – все-таки будний день, да и слишком многих жизнь за это время забросила ой как далеко от Москвы… Оказалось, что первый свой класс она выпустила в год нашего рождения, для нас это было почти шоком. Они, конечно, тоже пришли, и им, как первым, даже дали что-то сказать… А мы совсем потерялись в этой по большей части незнакомой, но такой понятной толпе таких же, как мы, родных и любимых учеников. В отведенный час уложилось только начальство и коллеги, а также некоторые журналисты, критики и учителя-словесники, которых она когда-то учила и выпускала. И чем дальше, тем меньше происходящее становилось похоже на похороны, а все больше на вечер воспоминаний, или мастер-класс по литературе, или даже просто встречу выпускников. Впечатление усугублялось опоздавшими, которые, кучей толпились у входа и вытягивали шеи, силясь хоть что-нибудь услышать, в точности так, как это обычно происходило у входа в актовый зал второй школы.

Потом было короткое прощание, затем – поминки в ЦДЛ. Для меня З.А. всегда оставалась в первую очередь учителем второй школы, хотя, в общем-то, можно было догадаться, что это был очень короткий период – четыре-пять лет, и после нас выпусков было еще, пожалуй, побольше, чем до нас, – и каких выпусков! З.А. стала (и в принципе я это знал и раньше) одним из организаторов знаменитой череды гуманитарных классов в 57 школе и автором программы по литературе, о которой тоже много говорили во время прощания. Вообще говорили очень многие и о многом, и в этих рассказах было настолько мало повторений и общих слов и настолько много жизни (как ни странно это может звучать), что создавался очень сильный эффект присутствия. Явно ощущалось, что та часть ее ее души, которая уже навсегда вложена во всех нас, настолько самодостаточна, что строки
The earth can have but earth, which is his due;
My spirit is thine, the better part of me.
начинают звучать не как поэтическая метафора, а как простая констатация факта.





Вам это будет интересно!

  • в памяти
  • просто для памяти…
  • На карте памяти
  • Омут памяти
  • Об увековечении памяти жертв…


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »