Социальные сети

На основе статьи в википедии.

Проща́ние славя́нки — русский патриотический марш композитора и дирижёра Василия Ивановича Агапкина. Марш был написан Агапкиным под влиянием начала Первой Балканской войны (1912—1913). Впервые был исполнен осенью 1912 года в Тамбове.

Мелодия марша сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин, — провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение.

Благодаря тому, что киевская фирма грамзаписи «Экстрафон» летом 1915 г. выпустила граммофонную пластинку с записью этого марша, он очень быстро набирал известность и популярность[источник?] в России. Под эту музыку уходили полки на фронты Первой мировой войны. Очень быстро мелодия марша получила и всемирную известность: её стали исполнять военные оркестры в Болгарии, Германии[источник?], Австрии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и других странах.

Марш «Прощание славянки» оставался популярным и после октябрьской революции 1917 года, особенно в белом лагере. Во время Первой мировой войны на музыку марша была сочинена добровольческая песня («Вспоили вы нас и вскормили…»), которая дошла до нас не в изначальном виде, а в двух переделках времен Гражданской войны: песня студенческого батальона в Добровольческой армии и «Сибирский марш» — марш Сибирской народной армии, затем армии Колчака

На параде, прошедшем на Красной площади 7 ноября 1941 года, сводным военным оркестром дирижировал именно Василий Иванович Агапкин. Звучал ли марш «Прощание славянки» во время парада — вопрос спорный. Музыканты сводного оркестра при встречах с курсантами Военно-дирижерского факультета утверждали, что марш звучал. С. М. Буденный так же утверждал в своих мемуарах, что марш исполнялся. В книге В. Соколова «Прощание славянки»(Москва, Советский композитор, 1987) автор упоминает марш на параде - «... Одна мысль занимала его целиком. Надо донести звуки музыки до глубины солдатской души, что бы поддержать силу бойцов, приблизить час справедливого возмездия. Сводный оркестр играл «Прощание славянки». Патриотическая мелодия марша была созвучна мыслям и чувствам воинов, и каждый уносил с Красной площади в памяти ее высокий душевный строй, вдохновляющий порыв... Ровными рядами шли солдаты.». Далее в идет описание знаменитой истории с примерзшими ногами, которая использовалась во многих статьях об Василии Ивановиче. При озвучивании знаменитого фильма о параде 1941 года марш не использовался, хотя стоит отметить, что для монтажа были взяты многие дореволюционные марши.

Марш не был запрещён в СССР, он упоминается в сборнике дирекционов «Служебно-строевой репертуар для оркестров РККА» С. А. Чернецкого, выпущенной в 1945 году. Интересно, что при описании марша составитель сборника композитор, генерал-майор С. А. Чернецкий критикует марш за примитивизм, скупую гармонию «как типичный дореволюционный марш». Из ранних нот можно отметить сборник 1953 года «Популярных маршей для самодеятельного оркестра»(Москва, Музгиз, 1953) и переложения для баяна в сборниках старинных популярных маршей за 1955 и 1959 года(Москва, Музгиз, 1955 — 1959). Эти сборники можно посмотреть в электронном каталоге Российской государственной библиотеки. Позднее марш встречается повсеместно.

Эти данные разрушают популярный миф о якобы полном запрете марша в СССР, запрете на исполнение в Великой Отечественной Войне, и наконец миф о том, что впервые в СССР марш прозвучал в фильме Михаила Калатозова 1957 года «Летят журавли». Многие скептики ошибочно апеллируют тем, что во время своей молодости они этот марш ни разу не слышали. В аргумент им можно привести пример хотя бы двух очень популярных раньше маршей «Ленинский призыв» и «Тоска по Родине» которые сейчас не услышать. Фактом является то, что восхождение на Олимп марша «Прощание славянки» было начато после войны. Даже если признать распространенность песен на мелодию марша во время Гражданской войны в России, это никаким образом не доказывает ее огромную популярность, нет упоминаний об использовании, записи на грампластинки, издании нот этого марша как символа Российской Империи или СССР за рубежом в то время. Стоит отметить, что в 20—50-е годы были очень плодотворны для военно-музыкальной культуры. Вынужденный уход от традиций дореволюционных маршей, поиск новых возможностей музыкальной выразительности, развитие национальной музыки способствовало рождению новых маршей. В это время работали такие композитор как С. А. Чернецкий — по праву считающийся патриархом военной музыки, Н. И. Иванов-Радкевич, Ю. А. Хайт, М. М. Ипполитов-Иванов, Н. Чернберджи, С. Василенко, В. Рунов, Г. М. Калинкович, М. Кюсс, Д. Перцев, И. В. Петров, М. Л. Старокадомский, Б. А. Диев, для военных оркестров писали музыку такие метры как Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев и И. О. Дунаевский.

Среди записей самая ранняя, возможно, запись оркестра под управлением И. В. Петрова 1944 года, она была выпущена на американской пластинке «Марши и кавалерийская музыка в исполнении московских оркестров»(«Colosseum», New York, USA, 1954) и на пластинке Апрелевского завода 1944 года(АП12334/12335 1944). Возможно, исполнителем является оркестр Военно-политической академии им. Ленина, возглавляемый И. В. Петровым с 1941 по 1944 год. Предположительно существует запись самого автора, дату ее создания установить пока не удалось. Конечно возможно, что это не запись самого Василия Агапкина, но она отличается нюансами и штрихами от работы дирижера И. В. Петрова. По стилистическим признакам можно с большой долей вероятности утверждать, что это запись крупного советского оркестра 30 - 50-х. годов. Если брать во внимание большой состав оркестра, то это может быть Образцовый оркестр МГБ СССР которым Агапкин руководил с 1947 по 1955 года.

Позднее марш неоднократно записывался различными советскими оркестрами. Из «эталонных» записей марша можно отметить несколько работ 60—70-х годов Первого Отдельного Показательного оркестра МО СССР под руководством Н. Назарова, А. Мальцева, Н. Сергеева и работа Оркестра штаба Ленинградского Военного Округа под руководством Н. Ф. Ущаповского 1995 года. Марш записан другими оркестрами, такими как Образцовый оркестр Почетного караула, Адмиралтейский оркестр ЛВМБ, оркестр штаба Закавказского ВО и многими другими. Записи иностранных оркестров представлены Оркестром НОА КНР, американским United States Marine Band , Stabsmusikkorps der Grenztruppen ГДР, австрийским оркестром Militaermusik Kaernten и другими.

На мелодию этого марша многие поэты (например А. Федотов, В. Максимов, В. Лазарев) написали стихи. «Прощание славянки» с текстом на слова Романа Шлезака под названием «Rozszumiały się wierzby płaczące» (Расшумелись ивы плакучие) являлось в Польше в годы Второй мировой войны 1939—45 гимном главного партизанского течения — Армии Крайовой.

В наши дни под звуки марша пассажирские теплоходы на Волге отправляются в рейс, а также отправляются фирменный поезд «Россия» из Владивостока в Москву, фирменный поезд «Кама» из Перми в Москву, фирменный поезд «Вятка» из Кирова в Москву, фирменный поезд «Италмас» из Ижевска, фирменный поезд из Белгорода в Москву. Этот марш провожает отправку международных поездов на пограничной станции Забайкальск Читинской области (фирменный поезд «Пекин—Москва»), фирменный поезд «Николай Конарёв» из Харькова в Москву, фирменный поезд «Сура» (Пенза—Москва), фирменный поезд Воронеж—Москва.

Марш является гимном Тамбовской области.

Известно, что рабочим названием фильма «72 метра» было «Прощание славянки».

В Польше в 1937 г. на мотив марша была написана песня «Rozszumiały się brzozy placzące» («Расшумелись плачущие березы»); в 1942 или 1943 г. на основе этих слов, в свою очередь, возникла партизанская песня «Rozszumiały się wierzby placzące» («Расшумелись плакучие ивы»), завоевавшая громадную популярность и ставшая гимном Армии Крайовой..


Вам это будет интересно!

  • Парад Победы 2005
  • Маразмы
  • Валентин Распутин. Прощание с Матёрой. Книга (1976) + фильм (1983).
  • Современное
  • Прощание со статуей


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »