Социальные сети

Путерброт

14.12.2018
 

Художник- Легенда.

 

В сентябре 2010 года известному дагестанскому художнику, сценографу, критику и культурологу Эдуарду Путерброту (1940-1993) исполнилось бы  70 лет. Юбилей – прекрасная возможность еще больше узнатьи понять художника, человека, личность. Художник Эдуард Моисеевич Путерброт был веселым и добрым человеком, прекрасно эрудированным и талантливым художником. Детские художественные школа а затем и студия Махачкалы заложили в нем основы и любовь к искусству, а математический склад ума и образование лишь стуктурировали его художественное, творческое сознание. Не смотря на физико-математическое образование и ведение предмета «начертательной геометрии» в ДХУ им.Джемала, перерыва в творчестве не было. Молодой преподавтель обрел в училище прекрасных наставников и единомышленников,с которым он делал свои первые работы. С ними – преподавателемя и художниками Ильей Большаковым и Георгием Тушишвили он вошел в дагестанское искусство,органично и заслуженно становясь со временем в нем  лидером. Эдуард Путерброт паралельно работал в театрах республики, участвовал в многочисленных выставках, много работал, занимался исследовательской, литературной и  общественной деятельностью.

Трудно переоценить роль известного художника Эдуарда Путерброта (1940-1993) для всего искусства и культуры Дагестана, его зримое присутствие и участие во всех художественных процессах, происходивших практически с начала 1980-х годов, происходящих сейчас, и того что будет происходить завтра. Ибо Память о нем, магия и правдивость его творчества, его слов, его поступков и действий на благо всех и каждого – неиссякаемый источник творческого вдохновения. Прикосновение к нему – это возможность прозреть, возможность понять через искусство, философию, традиции свою родину, ее культуру и ментальность.

Именно поэтому музей искусств вновь и вновь открывает экспозиции, прирастая от юбилея к юбилею его новыми работами, разыскивает, изучает и привлекает рассыпанные по крупицам произведения из частных собраний, исследует и пропагандирует его творчество. Ни одна тематическая, коллективная выставка или концептуальный проект музея не мыслимы без произведений Эдуарда Путерброта. Они как неформальные ориентиры - не просто точно отражают тему или замысел выставки, но четко проставляют акценты, углубляют ее содержание.

При этом,  на фоне значимости и безусловности влияния его на все художественные процессы, тенденции и творческие судьбы последние 30-40 лет ,самих произведений в Дагестане находиться совсем немного. Эдуард Путерброт был очень щедрый на поддержку и участие человек, интересовался всем что происходит вокруг в искусстве в целом и в творчестве конкретного художника. Он бережно и трепетно относился к своим работам, доверяя их избранным. У него было много друзей и единомышленников. Но лишь не многие удостаивались особой чести – иметь картину Эдуарда, подаренную им самим. Тогда произведения искусства, а особенно творческого неформального стиля не продавались и не покупались. Покупать в советские годы мог только музей. И Дагестанский музей изобразительных искусств приобретал с подачи   художника самые достойные, неоднократно выставлявшиеся на российских выставках произведения в период 1980-х годов. Таким образом в музее сформировалась   прекрасная коллекция из 10 произведений, датируемых 1971-1991 гг. практически все произведения постоянно экспонируются, а некоторые из них находятся в постояной экспозиции.

Конечно это непростительно мало. Но нам тогда казалось, что все еще впереди. Практически все эти произведения были созданы до 1990 – х годов и отражали т.н. фигуративный «народный-иносказательный» период художника. Конец 1980-х начало 1990-х гг.стали для художника переломными, после долгих исканий он встал на путь вековых семантических традиций, открытых им вновь и переформированных в новом современном изложении. Художник перешел в плоскость нефигуративного, знакового, абстрактного искусства. И готовил свою первую серьезную персональную выставку в Дагестане. В Махачкале. И видел ее только в музее. Это было новое искусство - интересное, взрывное, неожиданное, неизвестное…Он и назвал ее в период подготовки выставки «Неизвестный Путерброт», имея ввиду,что такого Путерброта еще ни кто не знает. И если бы она состоялась, то не прервалась бы цепочка эволюции творчества не только художника, но и многих процессов, задуманных и начатых им на благо всего искусства Дагестана.

Выставка не состоялась. Страшная трагедия оборвала жизнь художника буквально накануне, в ноябре 1993 года. Грозящая стать сенсацией выставка стала точкой отсчета в сложном и долгом процессе Возрождения и возвращения его посланий, его наследия всем нам, но уже без художника.

Все что осталось - рисунки, картины, театральные эскизы, строки писем и дневников семья художника перевезла в Москву. Весь его архив и всё им созданное. Наследие лишь переместилось в пространстве, но магическая корневая связь с родиной осталась неразрывной. Потому что есть музеи, есть зрители, есть духовная потребность вновь и вновь узнавать свое истинное и родное, через картины Эдуарда Путерброта. Ко всему этому мы можем всегда обращаться.

 

Как и 10 лет назад, на памятной выставке к 60-летию со дня рождения Эдуарда Путерброта, сегодня наш музей вновь отдает дань уважения и памяти художнику, которому исполнилось бы 70 лет.

На выставке «Эдуард Путерброт. Выставка памяти Художника» перед нами вновь «Старый город», «Музыка в сакле Картэнем», «Махачкала. Угол», «Сельский концерт», «Горянка», «Старый город», «Натюрморт с фотографией» и «Синий натюрморт» и конечно картина-знак – «Состояние взаимного понимания». Все эти произведения хорошо известны специалистам, ценителям и любителям искусства, но каждый раз мы смотрим на них по другому, открывая их для себя вновь.   Это классика, а время лишь усиливает ее значение и глубину.

Духовному ,нравственному мироустройству,разгадкам законов и ритуалов посвящено все творчество художника. По разному , дополняя друг друга эти исследования выливались у автора в картины. Яркие образцы, столь популярные в музейных экспозициях-, как например картины «Горянка» и «Состояние взаимного понимания».

Картина «Горянка»(1982) с момента появления в постоянной экспозиции музея сразу привлекла внимание зрителей и специалистов. Формально - женский портрет, фактически – обобщенный образ горской женщины - горянки. На первый взгляд сумеречное и неприглядное лицо, возможно не красавица, а грубые черты лица явно не в пользу сложившегося «поэтически-песеного» народного женского образа. Но это кажется на первый взгляд. Едва уловимое мерцание «жемчужин серебра» говорит нам о мире тонких чувственных состояний, некой таинственности и озорства женщины. Портрет скуп в деталях, они практически не прочитываются, есть только лицо - крупное, открытое, многозначное, черты которого считываются как ни что иное - как символы и знаки рожденной в горах. В портрете найден ответ – какая она, горянка. Внешне – суровая, а внутри – добрая и бесконечно нежная, бесконечно сильная, бесконечно женщина. «Горянка» - изложение на языке живописи ментальности Дагестана .

 

«Состояние взаимного понимания» (1991) произведение беспредметного периода Э. Путерброта в собрании музея. Внимательно думая и вглядываясь в картину «Состояние взаимного понимания» вдруг невольно понимаешь не просто замысел, а открытие, которое сделал и передает нам художник. «Состояние взаимного понимания» это формула нашей (дагестанской) ментальности-суть которой лежит в многослойности и иносказательности мыслительного и поведенческого кодекса горцев. Жесткость и непререкаемость традиции - ритуала наложена плотным узорочьем клетки на тонкий, чувственный, мерцающий внутренний мир человека, в котором происходят живые и очень разные события . Соединяясь вместе в единое целое они образуют абсолютно гармоничное и равноправное состояние – состояние взаимного понимания между миром и собой, между частным и общим.между человеком и обществом как единственное условие жизни. Жизни в конкретно обозначенной местности. Внутри поля микро фигуры и изображения событий перекликаются с крупными знаками и символами ковров и вышивки, несущие дополнительные смысловые нагрузки для раскрытия темы – образа ментальности Дагестана.

В 2000 году музеем была приобретена еще одна абстрактная работа художника «Инкоранция»( 1991).

 

Юбилейная экспозиция дополнена произведениями (7), которые любезно предоставили нам их владельцы. Своеобразие данной экспозиции заключается в том, что эти произведения впервые встретятся со зрителем, выйдя на свет из частных «запасников». Мы намеренно не дублируем свой предыдущий проект, куда вошло помимо музейных экспонатов  более 20 произведений из частных собраний ( друзья, художники, учреждения культуры) а, руководствуясь желанием исследовать и пропагандировать наследие Путерброта, отыскали новые,не выставлявшиеся ранее  произведения, находящиеся в Дагестане. Так мы формируем свой «внутренний фонд» Путерброта. Каждое нововведение работ будет   усиливать как эффект экспозиции, так и более углубленно и масштабно позволит нам говорить о художнике и его творчестве, а значит о традициях и современности изобразительного искусства Дагестана в целом с новыми поколениями  зрителей. Это своеобразная компенсация утраченной преемственности творчества Э. Путерброта.

Особое отношение музея искусств к Эдуарду Путерброту связано не только с его талантом художника. Он был прекрасный знаток искусства, любил и знал музей, от всей души помогал и откликался на различные просьбы музея –   консультации, советы, идеи и знания Э. Путерброта  всегда были ценны и востребованы в работе музея. Это был подлинный волонтер для музея, как впрочем, и для всего нашего искусства – литературы, театров, науки, художников. В 1970-80-е годы им написаны прекрасные исследовательские статьи о первых дагестанских художниках, о музейных экспозициях, о творчестве художников-современников («Разнообразие творческих начинаний(Дагестанское изобразительное искусство 20-х - начала 30-х годов)», «Лансере и Дагестан», «Черная сенсация с черными кругами на белом фоне», «Выставка художников Кавказа», «Сценография зоны» и др.)-
и все это так или иначе связано с деятельностью музея искусств и его собранием.

      Поистине революционное событие в масштабе страны, произошедшее в музее в начале 1980-х гг. так же связано с именем Путерброта. В конце 1970-х годов художник извлек из запасников музея «запрещенные» произведения, относящиеся к периоду «русского авангарда» и поставил вопрос об их «экспозиционной реабилитации». Художник совместно с музейными сотрудниками и реставраторами расчищал, реставрировал и одел в багет произведения А.Родченко, А. Экстер, А. Лентулова, Н.Удальцовой, П.Кузнецова, К. Истомина и др. , переданных Дагестану из Главмузейфонда (Москва) еще в 1920 - е годы. Потом была долгая и кропотливая поисковая исследовательская деятельность по этому периоду и конкретно нашим работам, была написана и опубликована статья «Свидетели великого эксперимента» (журнал «Советский Дагестан»,1977г.). Позднее, понимая важность и значимость этих произведений как для искусства в целом, так и для музея Эдуард Путерброт обратился с предложением к тогдашнему директору музея Патимат Саидовне Гамзатовой. Приняв во внимание все доводы и факты художника, директор приняла по тем временам невероятно смелое решение – ввести весь «авангард» в постоянную экспозицию музея «Русское искусство XVIII-XX вв.», где он находится и по сей день. В те годы не многие крупные российские музеи осмеливались на такой шаг. Сегодня экспозиция «русского авангарда» – это своеобразный памятник художнику, памятник беззаветному служению искусству. Этот факт имел колоссальное значение как для  музея, так и для дагестанских художников и всего творческого сообщества республики. Музей дал «добро», принял на равных иные формы искусства, своим смелым по тем временам поступком обозначил широкую поддержку всем художественным направлениям, в том числе нарождающемуся и активно набирающему обороты нефигуративному абстрактному искусству, у истоков которого стоял и Эдуард Путерброт.

К юбилею художника дагестанскими художественными институциями подготовлены экспозиции произведений Эдуарда Путерброта.    Дагестанский музей изобразительных искусств им. Гамзатовой представляет все работы художника из своих фондов (10 произведений фигуративного периода «раннего» Путерброта), Музей истории города дает коллективную экспозицию –серию графических работ Э. Путерброта и произведения его последователей и единомышленников - друзей – художников. Художественная галерея современного искусства «Первая Галерея» делает совместно с семьей художника большую развернутую экспозицию, впервые созданную в таком формате. Практически все произведения на ней дагестанский зритель увидит впервые.    Ни одна из экспозиций не повторяет, а напротив дополняет друг друга, в результате чего в сентябре в Махачкале состоится масштабная ретроспектива Эдуарда Путерброта – из фондов музеев, собрания семьи художника, частных и корпоративных коллекций. Впервые. Это станет подлинным Возрождением художника.

 

 

дагирова д. 

 



Вам это будет интересно!

  • Путерброт
  • Обзор рязанской прессы
  • There’s nothing tou can do in case of death.
  • У благородной любви всегда наготове завещание…
  • Клумбы - советская эстетика


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »

    Путерброт

    14.12.2018
     

    Художественная галерея современного искусства «Первая Галерея» представляет проект к 70 - летию со дня рождения художника.

    «ЭДУАРД ПУТЕРБРОТ. ВОЗРОЖДЕНИЕ»

    29 сентября -1 декабря 2010

    Программа проекта:

    I.                    Открытие выставки произведений Э.Путерброта (живопись, графика.1974-1993гг.) из собрания семьи художника (Москва)

    II.                 Презентация Альбома – каталога произведений Э.Путерброта «Эдуард Путерброт. Возрождение» (живопись, графика. 1965-1993 гг.).

    III.               Презентация сборника статей «Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве. 1972-1993».

    IV.              Презентация проекта «Год Путерброта» , журнал «Бизнес-Успех».

    V.                 Демонстрация документального видео о жизни и творчестве художника Э. Путерброта.

    VI.              Семинар.

    ВЫСТАВКА.

    Все произведения для юбиленой выставки любезно предоставлены семьей художника. Мы выражаем огромную благодарность семье Эдуарда Путерброта за возможность прикоснуться к наследию художника - Людмилу Михайловну Путерброт, Антона Эдуардовича Путерброт, Анну – Марию Эдуардовну Путерброт, Елену Владимировну Путерброт.

    Велико наследие художника, но даже гигантские просторы «Первой галереи» не уместят в своих залах все творчество Э. Путерброта. Да вероятно и не нужно. Юбилей – дань памяти, но говорить и помнить о Эдуарде Путерброте, обращаться   к его творчеству можно всегда.  Есть чуткие и беспримерные наследники, работает сайт, изданы сборники и каталоги о творчестве, существует большая и емкая библиография, рядом с нами его друзья, художники-соратники и единомышленники, музеи, которые бережно хранят и экспонируют произведения, есть театр, литература и многое другое, с чем соприкасался художник, и все это всегда доступно каждому из нас.

    «Первая Галерея» представляет большую развернутую экспозицию в которую вошло 65 произведений графики и живописи , созданные художником в период с 1974 по 1993 гг. Такой формат творчества Путерброта, равно как и практически все произведения,представленые на выставке дагестанский зритель увидит впервые. Экспозиция условно поделена на 2 части – фигуративная и полуфигуративная живопись 1970-середины 80-х гг. и серии абстрактного , «свежего» периода ,созданные в 1989-1993 годах. Серии листов, вернее фрагменты огромных циклов «Кодекс», «Проповедь», «Дневник» станут для нового зрителя Э. Путерброта не просто откровением, но источником понимания сути и особенностей как творчества художника так и в целом дагестанского изобразительногоо искусства.

    АЛЬБОМ.

    Альбом-каталог«Эдуард Путерброт. Возрождение» (живопись, графика. 1965-1993 гг.) подготовлен семьей Э. Путерброта к юбилейной выставке художника в «Первой галерее». В альбом вошло 118 цветных репродукций произведений живописи и графики, созданных с 1965 по 1993 (практически охвачены все периоды, направления и темы автора) В альбом также вошли: творческая биография художника и статья о творчестве Эдуарда Путерброта его московского друга, известного российского искусствоведа Вильяма Мейланда, написанная в 2003 году.

    Издание осуществлено при поддержке Президента Регионального общественного благотворительного фонда им. Шейха Абдурахмана-хаджи ас-Сугури Гамзатова Г.М.

    СБОРНИК.

    «Эдуард Путерброт. Сборник статей об искусстве. 1972-1993» .

    В данный сборник вошло шестнадцать Э. Путерброта (1940-1993), написанных автором в разные годы — с 1972 по 1993 г.г. и включает в себя научные статьи, исследования, очерки, интервью, рецензии, опубликованные в различных центральных (Москва) и местных журналах, газетах, каталогах к выставкам, сборниках. К юбилею художника подготовлено второе издание данного сборника. Малый тираж и самиздатовский формат первого издания (издан в 1998 году галереей к выставке «Памяти Художника») сделали его библиографической редкостью, ценность и востребованность которого весьма очевидны. При сохранении первоначального формата первого издания, второе издание дополнено интересными и содержательными статьями о Э. Путерброте его друзей, соратников и единомышленников – московских искусствоведов Вильяма Мейланда, Ивана Купцова, Виктора Мартынова и художника Юрия Августовича .

    ЖУРНАЛ.

    В конце 2009 года журнал «Бизнес-Успех» инициировал серьезный и значимый для дагестанского искусства проект «2010-Год Путерброта». Редакцией журнала и главным вдохновителем проекта П. Санаевой было задумано на протяжении года в каждом номере публиковать статьи, воспоминания, тексты о художнике, и конечно воспроизводить его произведения.

     В уже изданных трех номерах вышли статьи :« Бронза это не для нас» ( Санаев О., № 5-2009), «Неизвестный Путерброт» ( Дагирова Д. № 5-2009), «Держаться за Дагестан» (Кажлаев М. , № 1-2010), «Волшебный мир иносказаний» (Мейланд В. № 2 -2010)

     

    СЕМИНАР

    «Творчество Э. Путерброт в контексте истории и современности изобразительного искусства Дагестана» Специализированная экскурси по экспозициии и лекция.

    Лектор –Джамиля Дагирова, куратор проекта.

     Каждый вторник в 16 ч., с 5 октября по 30 ноября в «Первой Галерее». Вход свободный.

    Выставка работает с 29 сентября по 1 декабря 2010 г. Ежедневно, с 11 до 18 ,

    кроме понедельника по адресу: «Первая Галерея», г. Каспийск, ул. Халилова,5 (Набережная, здание «РусГидро»)

    +7 938 2007083

     +7 964 233128

    E- mail: mastihini@mail


    Вам это будет интересно!

  • Российский рынок пока предсказуем
  • Резервы ЦБ РФ
  • Денежные споры юридических лиц
  • кухонно-стёбное
  • Путерброт


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »