Социальные сети

Эта статья представляет собой переработанный и значительно дополненный вариант, написанной год назад, статьи «Современное состояние марксистской теории». Здесь поднимается ряд вопросов, которые в первоначальном варианте были или лишь намечены.

«Крепкой социалистической партии не может быть, если нет революционной теории, которая объединяет всех социалистов, из которой они почерпают все свои убеждения, которую они применяют к своим приемам борьбы и способам деятельности; защищать такую теорию, которую по своему крайнему разумению считаешь истинной, от неосновательных нападений и от попыток ухудшить ее – вовсе не значит быть врагом всякой критики. Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни» В.И. Ленин ПСС т 4.

Развитие теории в ХХ веке. Двадцатый век, не считая его начала, по большому счету не был веком развития теории. Развитие теории пока еще остается делом отдельных людей, которые смогли усвоить весь предшествующий опыт, выйти на передний край и развивать ее дальше. Но таких людей было не так много, как может показаться на первый взгляд.
В 1922 году Ленин в своем Письме к съезду, говорил о личных качествах лидеров Партии, уделяя особое внимание Сталину и Троцкому, он писал: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела». Как видите, Ленин, который всегда подчеркивал важность теории, вообще не говорит о Сталине и Троцком как о теоретиках. В том же письме он отмечает, что «Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик Партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектику)» .[1, 345]. Как известно, именно по Бухарину учились диалектике целые поколения советских людей. Таким образом, уже в 1922 году Ленин констатирует кризис в теории.
Спустя почти полвека, в 1966 г. один из лидеров Кубинской Революции Эрнесто Че Гевара, говоря об экономике Советского Союза, указывает на очень важное обстоятельство: «Я хочу сказать лишь, что мы являемся свидетелями некоторых феноменов, происхождение которых связано с кризисом теории, а теоретический кризис возник потому, что было забыто о существовании Маркса, и потому, что основываются только на части (курсив наш) трудов Ленина, ведь Ленин 20-х годов – это только малая часть Ленина» [2, 513]. Годом раньше Че Гевара в письме Армано Харту Давалосу делится своими соображениями по поводу того, какие работы нужно опубликовать на Кубе в первую очередь: «В этой серии должны быть опубликованы полные собрания сочинений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и других великих марксистов. Никто, например, не читал [у нас] ничего [из написанного] Розой Люксембург, у которой могли быть ошибки, но которая была убита, а в делах такого рода инстинкт империализма более развит, чем наш. Не знаем мы и тех марксистских мыслителей, которые, подобно Каутскому и Гильфердингу, впоследствии сбились с дороги, но до этого свой вклад внесли – и многие современные марксисты, не полностью ставшие на схоластические позиции». [2,507] Обратите внимание, к великим марксистам Че Геварой был отнесен Сталин, в работах которого были некоторые упрощения и даже ошибки. К «ревизионистам, работы которых тоже нужно публиковать», а значит, и изучать, он в этом же письме отнес Хрущева и Троцкого.
На наш взгляд, разбирать сейчас ошибки Розы Люксембург и степень вклада в развитие теории марксистов «впоследствии сбившихся с дороги», один из которых даже поддержал Гитлера, здесь не стоит, хотя их работы, несомненно, имеют значение для изучения истории теоретической борьбы и, в первую очередь, что бы избежать повторения ошибок теоретиков.
Конечно, нельзя сказать, что для развития теории вообще ничего не было сделано. Работы самого Че Гевары, посвященные экономическим проблемам социализма, например, представляют собой немалый вклад в развитие теории. Не следует забывать также о блестящих разработках в области марксистской эстетики (Лукач, Лифшиц, Канарский), марксистской психологии (Выготский, Леонтьев, Давыдов), изумительных достижениях в области теоретической разработки и практического применения коммунистической педагогики (Макаренко, Мещеряков, Соколянский, Сухомлинский, Ильенков), об огромной работе по сохранению и развитию традиции диалектического мышления в философии (Ильенков, Босенко), попытке решить вопрос, как организовать нетоварное производство (Глушков и др.), вкладе в развитие теории, который был сделан Мао Цзедуном. Однако это – капля по сравнению с огромным морем потребностей Революции в теории.
Мы вынуждены констатировать, что развитие революционной теории не поспевало за реальным движением, и поэтому теория не давала ответов на насущные вопросы революции, на те вопросы, не решив которые революция была обречена на поражение. То, что теории не уделялось достаточного внимания, привело к потере ориентиров, утрате партией диктатуры пролетариата действительно пролетарской, то есть коммунистической линии. Задача такой партии состоит в первую очередь в том, чтобы руководить процессом уничтожения классов, в том числе и пролетариата как класса, то есть уничтожением условий, при которых вообще могут существовать классы (общество может быть поделено на классы). Эта основная задача, которой должны быть подчинены все остальные задачи партии, была забыта партией как в СССР так и в других социалистических странах, в том числе и в Китае. Кроме того, потеря линии часто приводила к смешиванию старых капиталистических и новых коммунистических тенденций существовавших в обществе переходного периода. Капиталистические тенденции объявлялись социалистическими - тенденциями движения к коммунизму. Даже развитие товарного производства в СССР, в шестидесятых-семидесятых годах (и позже) многими «марксистами», а главное партией, принявшей косыгинскую реформу, оценивалось не как отступление или поражение, а как развитие социализма. Аргументировалось это тем, что товарное производство развивается в социалистической стране, а это значит, что оно тоже социалистическое. Но от это оно не переставало быть товарным, а капитализм, как известно не что иное как развитое товарное производство. Лелея некоммунистические тенденции, партия автоматически становилась на сторону реакции. Мы все знаем к чему это привело…
Опасность смешивания велика и для партии понимающей свою задачу, но не до конца дружащей с диалектикой. Ведь часто движение к коммунизму осуществляется через усиление капиталистических тенденций. Капиталистическое и коммунистическое направления не только тесно переплетаются, но и постоянно превращаются друг в друга. То, что еще вчера было движением к коммунизму, то и дело превращается в свою собственную противоположность. Партия, не успевшая вовремя заметить этого превращения, и продолжающая развивать то, что еще вчера было последним словом социализма, с самыми добрыми намерениями способствует поражению революции. Предательство тут определяется не личными качествами членов и руководителей партии, а неумением разобраться в ситуации.
Социализм – жесточайшая борьба нового со старым, которая осуществляется в первую очередь в самом пролетариате в государстве диктатуры пролетариата. Это – урок, который современные коммунистическое движение вынесло из исторического опыта двадцатого века – из опыта развития и поражения революции в государствах диктатуры пролетариата. Важно усвоить этот урок. И тут, конечно, решающую роль играет теоретическая подготовка коммунистов - как тогда, так и сейчас. Организация коммунистов как организация авангарда революционного класса должна проделать огромную теоретическую работу, чтобы наверстать не сделанное в этой области в ХХ веке, поскольку коммунистическая революция предполагает сознательное изменение общественных отношений, а изменить что-то можно только по его логике, понимая эту логику и понимая логику развития вообще.
Современные задачи и проблемы. Сейчас, в эпоху реакции, теоретическая работа – важнейшее направление работы коммунистов. Так как теория это тоже и та же практика.
У нас есть бесценный опыт социалистических революций XX века, и, конечно же, опыт Великой Октябрьской революции. Это опыт великих побед и великого поражения. Он требует изучения и осмысления. Важно понять, обо что споткнулась наша революция. Нужно критически подойти к советской истории, а это значит отдать должное как победам, так и ошибкам. Это, казалось бы, понимают все. Но если судить по результатам работы в этом направлении, оказывается, что два сильных течения в современном левом движении (к счастью, они не единственные) - троцкизм и советский патриотизм ничуть не продвигаются в этом вопросе. Троцкисты не способны подняться выше примитивного цитирования положения Троцкого о «деформированном рабочем государстве». Для них вопрос уже решен (вопрос решен так же для госкаповцев). А советские патриоты часто отвергают внутренние причины поражения социализма в СССР, считают этими причинами предательство отдельных руководителей партии в перестроечный период или преувеличивают роль внешних врагов. Одни видят только поражение, другие – только победы, но никто из них не видит, как наши победы превращались в наши же поражения, что и стало основной причиной реванша контрреволюции. А без умения это видеть, невозможно научиться превращать поражение в победу. И те, и другие грешат непониманием социализма как процесса борьбы старого с новым. Иногда даже социализм объявляют отдельной общественно-экономической формацией, со всеми вытекающими отсюда последствиями, самое главное из которых состоит в том, что от такого социализма в принципе нет пути вперед – к коммунизму, а только назад – к капитализму. Между тем проблема гораздо сложнее. Сложность состоит, в том числе, и в разработке соответствующей методологии для ее решения этой - в освоении и развитии материалистической диалектики.
Теоретики должны заниматься не только теми вопросами, которые непосредственно стоят перед движением в данное время, а и вопросами будущего; ведь вопрос «что делать?» стоит не только сейчас, еще более остро он встанет, когда поднимется новая волна социалистической революции (и в тех странах, где сейчас у власти антикапиталистические силы). Неизбежно появится куча вопросов, ответы на которые не вычитаешь в работах Маркса, Энгельса, Ленина и других теоретиков, но и без хорошего знания этих работ, без превращения идейного наследия классиков марксизма в повседневное оружие нашей борьбы, их тоже не решишь. Так вот овладевать этим оружием нужно сегодня, потом будет некогда.
Нужно также глубже понимать реалии сегодняшнего дня: состояние империалистической системы, развитие мирового революционного движения, соотношение сил между классами, реальное положение дел в социалистических странах.
Кабинетные марксисты, не доходящие до понимания одиннадцатого тезиса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [3] - обречены на бессилие в теории. С другой стороны, параллельно существуют общественные движения, участники которых теорией почти не занимаются, что на наш взгляд только вредит этим движениям, и подчиняет их буржуазии через буржуазную идеологию (ибо никакой внеклассовой идеологии в классовом обществе быть не может). В эти движения протаскивается под видом теории всякого рода старый теоретический хлам, который был вытеснен марксизмом в свое время, но возрождается по мере того, как марксистская традиция слабеет. Мало того, когда говорят, что нужно заниматься практикой, а не теорией – это тоже теория, давно раскритикованная Лениным теория стихийности. В то же время существует масса деятелей, которые «развивают» марксизм, не удосужившись изучить то, что было уже сделано, в том числе работы классиков. Марксизм они не знают и не хотят знать, распространяя под его видом всякую реакционную чушь. «Развитие» марксизма без изучения – вредительство.
Мы – коммунисты несем ответственность за то, чтобы марксизм как идейно-теоретический экстракт мировой культуры стал достоянием миллионов людей. Поэтому мы сами должны постоянно учиться диалектике. Прежде чем революция произойдет в жизни общества, она должна произойти в головах миллионов людей, в сознании авангардного класса. На этот счет существует мнение, что когда сложатся благоприятные условия сознание пролетариата тоже дойдет до уровня, позволяющего ему творить историю. Это мнение не ново и отражает определенный уровень развития нашего движения. В сущности ту же хвостистскую позицию занимали и «экономисты», с которыми в свое время боролась «Искра». В этом поверхностном суждении заключено не понимание роли коммунистов в коммунистической революции. В нем есть небольшая доля истины, но не учитывается один важнейший момент: благоприятные условия могут и не сложиться, если не прилагать к этому должных усилий. Эти усилия должны состоять в огромной работе для того, чтобы марксизм победил в теоретической борьбе с мелкобуржуазными течениями в социалистическом движение, превратился в влиятельное идейное течение, была создана революционная партия. Организация революционеров имеет смысл лишь там и тогда где и когда она справляется с задачей создания этих условий, а значит, дает духовное оружие движению в виде ответов на вопросы «что происходит?», «каково соотношение сил?», «что делать и каких результатов ожидать?». Только в этом случаи она в состоянии руководить этим движением.
К сожалению, многим современным революционерам не понятна эта задача. Одни считают, что в теории уже все сделано, а на практике призывают попросту повторить то, что было сделано когда-то. Например, была ленинская партия нового типа, которая привела пролетариат к власти, значит нужно сейчас создать такую точно партию, и т.п. При этом не учитываются ни реалии сегодняшнего дня (уровень развития движения, соотношение классовых сил, масштаб и необходимость различных направления работы, задачи, которые должна выполнять партия), ни весь тот путь, который прошло мировое коммунистическое движение. В итоге копируется только форма. В результате такого подхода, бессодержательная форма или умирает, или наполняется первым попавшимся случайно содержанием. Очевидно, что в данном обществе первое попавшееся будет, скорее всего, реакционным. Другие плетутся в хвосте, «поднимая существующую политическую позицию пролетариата на высоту теоретического обобщения», то есть облекая в «марксистскую» терминологию бытующие в «околопролетарской», а то и вовсе люмпенской, среде реакционные предрассудки. Ленинскую мысль, выстраданная мировым революционным движением и давно ставшей частью марксизма, о том, что пролетариат сам не может выработать своего классового сознания, а его постоянно возникающая стихийно революционность (революционность без революционного сознания) может успешно использоваться в конкурентной борьбе разных группировок капиталистов или приобретать деструктивные формы, остается не ясной ни тем ни другим. Марксизм же указывает и направление движения, и каким образом должен действовать пролетариат, чтобы идти в этом направлении. Именно поэтому сейчас особенно важно видеть реальное единство бытия и сознания (а не только противопоставлять их), тогда становится понятно, что революционная политическая позиция пролетариата не может возникнуть из его непосредственной каждодневной практики (которая, по словам Ленина, максимум, что может породить – это тред-юнионизм), так как подлинное классовое сознание пролетариата формируется не в пролетарской среде. В пролетарскую среду нужно нести это сознание. Но для того, чтобы его распространять, нужно самим обладать им. Иначе с самыми добрыми намерениями можно нанести непоправимый ущерб делу пролетариата.
Нельзя сказать, что марксистов сейчас нет вообще. Есть, но производство марксистов (т.е коммунистов-революционеров) пока еще остается, если так можно выразится, кустарным и случайным делом. Метафизическое абстрактное мышление, как обычный способ мышления в современном обществе, досталось каждому от капитализма. В таких условиях, для освоения материалистической диалектики нужна регулярная работа.
Из всего выше сказанного следует вывод, что первой задачей коммунистов-революционеров, как и сто лет тому назад, является постоянное самообразование. Как писал В.И. Ленин «В особенности обязанность вождей будет состоять в том, чтобы все более и более просвещать себя по всем теоретическим вопросам, все более и более освобождаться от влияния традиционных, принадлежащих старому миросозерцанию, фраз и всегда иметь в виду, что социализм, с тех пор, как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, т.е. чтобы его изучали. Приобретенное таким образом все более проясняющееся сознание необходимо распространять среди рабочих масс с все большим усердием и все крепче сплачивать организацию партии и организацию профессиональных союзов…».
Коммунисты, забывающие об этой обязанности, или не справляющиеся с ней, движению не нужны, более того, вредны для него.
Какая работа по изучению и пропаганде марксизма ведется в Киеве? Мы питаемся внести свой скромный вклад в развитие теории. Важно найти для этой работы подходящую форму, которая бы делала ее наиболее эффективной в данное время. У нас работа по изучению марксисткой теории в основном ведется в форме кружков (лучшей мы пока не нашли). Это небольшие группы по 7-15 человек. В их работе участвуют люди совершенно разных профессий и возрастов, в том числе, студенты, которые, в основном, и учатся, и работают. Работу кружков ми стараемся построить так, чтобы каждый участник мог воспроизвести в сжатом и ускоренном виде тот путь, который прошли классики в своем развитии к материалистическому пониманию истории и научному социализму. Руководители (более подготовленные теоретически товарищи) не читают правильных, но скучных, далеких и непонятных лекций. Наоборот, человек ставиться в такие условия, где он должен самостоятельно понять объективную логику исторического развития.
Занятия проходят так: люди готовятся, читают первоисточники по теме и обдумывают прочитанное, а потом (на занятии) обмениваются своими мыслями по поставленным вопросам. Обычно вспыхивает жаркая дискуссия, в процессе которой у каждого возникают новые идеи и мысли. Руководитель направляет их ход: следит за тем, чтобы кружковцы не отходили от основной темы, помогает выйти из тупика, если люди запутались, понять свои ошибки. Тут не заучивают фразы, сказанные Марксом, Энгельсом, Лениным и другими классиками, а пытаются постичь суть дела, то есть реальный противоречивый мир. Вот тут-то классики и приходят на помощь.
В прошлом году параллельно велись занятия по изучению материалистической диалектики («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Материализм и эмпириокритицизм», «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма» Э.В.Ильенкова, «Философские тетради», «всеобщая теория развитифя» В.А.Босенко), «Капитала» (плавно переросший в кружек по изучению марксистской политической экономии в целом) и студенческий кружок по изучению основ диалектической логики. Эти кружки продолжают свою работу и сейчас. В позапрошлом году читали Ленина по томам и т.д.
Для популяризации идей Маркса, Энгельса, Ленина в среде пролетаризированных студенчества и интеллигенции создан научно-популярный журнал «Пропаганда» и интернет сайт propaganda-journal.net. На страницах изданий поднимаются вопросы, волнующие людей сейчас, так и те, которые должны волновать их в будущем. Мы пытаемся уяснить и показать, почему те или иные проблемы постоянно порождаются капитализмом, указывается путь разрешения этих проблем. Члены кружков активно сотрудничают с газетами, распространяемыми в рабочей среде, например, «Время революции» и «Слушай, товарищ».
Для популяризации марксизма используются различные научные конференции. В 2005-2006 учебном году с нашим участием проходили конференции на темы: «Гендерные проблемы современного общества», «Актуальные проблемы управления». 2007-2008 наши товарищи принимали участие в конференции, посвященной 120-летию Макаренко, в Марксистских чтениях в Москве и конференции, посвященной столетию с написания работы Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (Киев КПИ). В 2005-2006 учебном году в Институте кибернетики действовал регулярный семинар по прогнозированию и моделированию социальных процессов, в работе которого мы тоже принимали посильное участие. Ежегодно в рамках студенческой научно-практической конференции «Дни науки» факультета социологии КПИ не первый год работает секция диалектической логики. Ее основу составляют члены кружка, который объединяет группу студентов, интересующихся марксизмом. Но кроме этой группы, в ее работе принимают участие студенты и преподаватели из КПИ и других вузов. Многие из них именно здесь начинают интересоваться работами Ильенкова, Босенко, а затем и Маркса, Энгельса, Ленина. С нашим активным участием вот уже несколько лет проходит ежегодная международная конференция «Ильенковские чтения». В этом году мы планируем продолжать работу в рамках подобных мероприятий.
Что касается популяризации и изучения марксизма, нельзя не упомянуть о марксистской учебе, которая проходит каждое лето. Летом 2008 года на протяжении двух недель участники школы работали по такой программе (приложение 1).
Мы прекрасно понимаем, что того, что мы делаем и можем сделать нашими скромными силами, очень и очень мало, но определенная работа ведется и развивается. Она бы сильно продвинулась и оживилась, если бы нам удалось соединить наши усилия с другими подобными группами.
Хотелось бы найти как можно больше единомышленников и соратников, с которыми можно было активно сотрудничать и расширять работу, ведь без сильной идейно-теоретической основы невозможна сильная коммунистическая организация, ведущая в правильном направлении. На современном этапе развития движения теоретическая работа выходит на первый план. Более того, ясно, что доступные любой из существующих сегодня коммунистических организаций средства массовой информации сами по себе не могут быть, как когда-то газета, коллективным организатором. Сегодня это должна быть целая сеть печатных и электронных ресурсов, которые были бы объединены идейно, хорошо координировали бы свою работу в как можно более крупных (желательно, международных, масштабах), действовали бы как единый организм, помогали бы друг другу (даже если эта помощь выражалась бы в самой строгой, но товарищеской критике), дополняли друг друга, работали на единую цель. Мы предлагаем, всем коммунистам, болеющим за судьбу движения, включится в совместную работу по налаживанию такого рода сотрудничества. Эта работа - может стать тем реальным делом, которое бы помогло преодолеть кустарщину, раздробленность и разобщенность, позволило бы мобилизовать армию революционеров, стоящих на единой идейной платформе. Такая армия действительно была бы способна вести пропагандистскую, организационную и агитаторскую работу с различными общественными (в том числе профсоюзными) движениями, издавать хорошую коммунистическую прессу.
Мы можем поделится нашим опытом, и предложить помощь в организации кружков, школ выходного дня, и других форм теоретической работы, а также помоч наладить связь между ними. Хотелось бы познакомиться и активно сотрудничать с единомышленниками ( в какой бы стране они не жили), занимающимися одним с нами делом. Наш электронный адрес указан на сайте propaganda-journal.net. Контактные телефоны: + 38-068-198-86-06, (044)484-76-04.

Ссылки
1. В. И Ленин «Письмо к съезду»; Полное собрание сочинений издание пятое. Москва 1978. т 43.
2. Эрнесто Че Гевара. Статьи, выступления, письма/Пер.с исп. Е.Вороновой и др. – Москва Культурная Революция, 2006.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3, с.1-5
4. В.И. Ленин. Что делать? ПСС. Т. 6, с. 27.

Программа марксистской учебы (приложение 1)
1Диалектический материализм
1.1 Основной вопрос философии
1.2 Развитие материализма
1.3 Чем диалектический материализм Маркса отличается от всего предшествующего материализма
Литература:
Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.
К.Маркс Тезисы о феербахе
К. Маркс. Письмо П. В. Анненкову. К. Маркс. Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 27. С. 401-412.
В. Ленин. Три источника и три составные части марксизма
Э. В. Ильенков. Субстанция. Философская энциклопедия, т. 5, с.151-154.

2 Материалистическая диалектика

2.1 Исторические формы диалектики
2.2 Диалектика Гегеля и материалистическая диалектика
2.3 Законы и принципы диалектики
2.4 Диалектика как метод
2.4 Категории диалектики
Литература:
Ф. Энгельс. Диалектика природы. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 20. С. 367-372.
В. А. Босенко. Всеобщая теория развития. К. - 2001. С. 69-99.
В. А. Босенко. Всеобщая теория развития. К. - 2001. С. 274-286.
Э. В. Ильенков. Единство. Философская энциклопедия, т. 2, с. 104-106.
Э. В. Ильенков и др. Взаимодействие. Философская энциклопедия. т. 1, с. 250.
В. И. Ленин. Философские тетради. По предметному указателю: "Категории".
В. А. Босенко. Всеобщая теория развития. К. - 2001. С. 51-59. 160-182, 225-242.
Ф. Энгельс. Диалектика природы. Диалектика. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 20. С. 384-390

3 Сущность человека
3.1 Происхождение человека: чем человек отличается от животного?
3.2 Человек и сознание
3.3 Сущность и существование человека
3.4 Отчуждение
Литература:
Ф. Энгельс. Роль труда в превращении обезьяны в человека. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 20. С. 486-499.
Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 года. / Сочинения. 2-е изд. Рукопись 2

4 Личность
4.1 Что такое личность
4.2 Личность и человек
4.3. О роли личности в истории
Литература:
Э.В. Ильенков. Философия и культура. Что же такое личность.
Г.В. Плеханов. К вопросу о роли личности в истории. Плеханов. Избранные философские произведения. Т. ІІ.

5 Материалистическое понимание истории

5.1 Объективно-идеалистическое, субъективно-идеалистическое и материалистическое понимание истории.
5.2 Законы развития общества
5.3 Субъект истории
5.4. Предыстория и история
Литература:
Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Т.1, с.414-429.
Э.В. Ильенков Маркс и западный мир. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991.
Карл Маркс «К критике политической экономии». Т. 13, .Введение
Ф.Энгельс Развитие социализма от утопии к науке

6 Капитализм
6.1 Основной закон капитализма
6.2 Империализм
6.3 Циклы
6.4 Современное состоянии и тенденции мировой экономики
Литература:
Ленин В. И.«Империализм как высшая стадия капитализма» В.И. Ленин ПСС, Т 27. Издательство политической литературы, Москва 1977 – С.
Мировая статистика,Материалы журналов, Мировая экономика и международные отношения, и др.

7. Коммунизм
Литература:
К.Маркс Ф. Энгельс Манифест коммунистической партии
Маркс К. Экономические рукописи 1857 – 1859 годов, Ч. 2. / Сочинения. 2-е изд.

8 Социализм (2 занятия)
8.1 Диктатура пролетариата
8.2 Государство и революция
8.3 Экономические проблемы переходного периода
8.4 Социализм и интернационализм
Литература:
В.И. Ленин. Государство и революция. ПСС. Т. 33.
В.И. Ленин. О государстве. ПСС. Т. 39, с. 64-84.
К. Маркс. Критика Готской программы. Т. 19. С. 9-32.
В. И. Ленин. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. В. И. Ленин ПСС. т. 39.
В. И. Ленин. Очередные задачи Советской власти. В. И. Ленин ПСС. т. 36, с. 165-208.
И. С. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. М. 1952.
Эрнесто Че Гевара. О системе бюджетного финансирования. Статьи, выступления, письма/Пер.с исп. Е.Вороновой и др. – Москва Культурная Революция, 2006.








































































































Вам это будет интересно!

  • Состояние - «не стояния» или как не допустить, что бы у сотрудника упал…
  • Христос и современное положение Израиля
  • Современное
  • Состояние Девочки
  • Стихи. Состояние души.


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »