Социальные сети

ss

23.06.2018
 

 1. Лексический состав языка художественной лит-ры (диалектизмы, архаизмы, неологизмы, варваризмы и др.)

В худ лит-ре автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту, поэтому он использует все возможные средства, чтобы усилить экспрессию языка.
В том числе:
Неологизмы – слова или словосочетания, недавно появившиеся в языке (новообразованные, отсутствовавшие ранее). Свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка, поэтому неологизм иногда вводится самим автором: «стушеваться» Достоевского.
Архаизмы – устаревшие слова, которые в процессе развития языка заменились другими, но продолжают использоваться как стилистически маркированные, например, в поэтической речи для создания высокого стиля, для воссоздания исторического колорита, речи героев. Бывают лексические: слово устарело само по себе «где парус рыбаря белеет иногда» (Пушкин «Деревня») и семантические устарело само значение слова «угас как светоч дивный гений» (Лермонтов, «Смерть поэта»).
Диалектизмы – слова или обороты, бытующие в определенной местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный д-м) или профессии (профессиональный д-м).
Варваризм - иностранное слово или выражение, не полностью освоенное языком и воспринимаемое как чужеродное, как нарушение общепринятой языковой нормы. С течением времени это слово может либо выйти из обращения и забыться (например, «комильфо»), либо получить хождение в ограниченных сферах (профессионализмы, сленг) — как нынешние «пейджер» или «хакер», либо стать широко употребимым — как, например, «зонтик», «специальный» или «информация». Практически все иностранные заимствования сначала проходят стадию варваризмов.
Профессионализмы – профессиональные термины.
Жаргонизмы – речь узко круга людей, объединенных совместными интересами, обстоятельствами или времяпрепровождением. Сленг – пласт языка, принадлежащий к некодифицированной его сфере, отражающий фамильярдность или юмористический оттенок: блат, мура, чувак. Арготизмы – условная, засекреченная речь, созданная отдельными соц группами (завязать (с преступностью)).
Экзотизмы – заимствованные слова, в значении которых выражаются отличительные черты общественной жизни, быта и нравов другого народа – сэр, мистер, лорд.

2. Понятие стопы. Основные размеры русского стихосложения.

Стопа́ — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Ямб - Один из размеров силлабо-тонического стиха, двусложный размер, где ударение стоит на втором слоге: «Куда ж поскачет наш проказник, с чего начнет он? Все равно…» (А.Пушкин). Хорей - Один из двусложных размеров силлабо-тонического стиха, где в стопе ударение стоит на первом слоге: «Прибежали в избу дети, второпях зовут отца» (А.Пушкин).
Дактиль - Стихотворный размер, где в стопе ударение располагается на первом слоге, а два последующих безударны
Амфибрахий - Форма стихосложения, когда ударный слог стоит посередине трехсложной стопы: «дубовый листок оторвался от ветки родимой\ и в степь укатился, жестокой бурей гонимый» (М.Ю.Лермонтов).
Анапест – форма стихосложения, когда стопа имеет два первых безударных слога, а третий – ударный: «Умерла моя муза. Недолго она Озаряла мои одинокие дни». (С.Надсон)
Пеон (первый, второй, третий, четвертый) – стопа в четыре слога, из которых ударный тот, по которому называется пеон.
Пиррихий - где ударение на слоге потенциально присутствует, но реально почти не слышно: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» (А.Пушкин), здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием
Спондей - утяжеленная стихотворная стопа, когда в одной стопе соседствуют два ударных слога. Классический пример – начало «Евгения Онегина» А.Пушкина: «Мой дядя самых честных правил…» Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.
Дольник – соединение нескольких разных стоп, ямбической и анапестовой, например. (Огоньки, огоньки, огоньки\ далеки они и близки).
Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе которой лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения.
Стихи в прозе – условный термин, введенный в русскую поэтику Тургеневым. Поэтические произведения в прозаической форме.
Верлибр – представляет собой дисметрическую систему, не имеющую регулярной рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на стихи.

Литературный жанр. Эволюция и взаимодействие жанров.
Лит жанры – это сложившиеся в процессе развития худ словесности виды произведений.
Жанр произведения традиционно определяется по целому ряду признаков – содержательных и формальных, которые объединяют произ одного жанра и носят относительно устойчивый исторически повторимый характер.
Важнейшие признаки:
1) Принадлежность произ к тому или иному лит роду (эпические, драматургические, лирические и лиро-эпические жанры)
2) Стихотворная или прозаическая речь произведения (песня\сказка, поэма\роман)
3) Различия в объеме произ (песня и былина – малые стихотворные формы, рассказ и новелла – средние эпические формы)
4) В драматургии, во многих лирических и некоторых эпич произ деление на жанры связано с видом пафоса (трагедия – трагический пафос, комедия – сатирический, ода-героический).
5) Важны особенности содержания (национально-историческая проблематика или нравоописательная, романтическая).
Эпические жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня… драматические: трагедия, комедия и драма, лирические: ода, элегия, эпиграмма; лиро-эпические: басня, баллада.
Многие жанры уходят корнями в устное коллективное народное творчество, где мало изменялись в вековой традиции. В древних литературах развитие авторского самосознания было очень медленным, поэтому древние лит-ры отличаются большой разветвленностью жанров и большой устойчивостью. С течением времени жанры развиваются, отмирают в первоначальном чистом виде или вытесняют друг друга. Так романтизм выдвинул в противовес классицизму такие жанры, которые давали большой простор выражению субъективных переживаний и классическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической романтической поэме. А с развитием реализма жанры и вовсе освободились от нормативности.

3. Основные системы стихосложения.
Метрическая (античная сис-ма стихосложения): Присуща языкам, в которых гласные звуки резко различаются по долготе и краткости произношения (древнегреческий, латынь, современный арабский). Слоги различались не по силе (ударности), а по краткости-долготе произношения. Ритмично чередовались короткие и долгие слоги. По характеру похожи на тонические стихи древнерусской лит-ры. Также имели музыкально-напевный хар-р и не читались, а пелись под аккомпонемент музыкального инструмента – лиры. Каждый долгий звук равнялся двум кратким. Ритмической единицей стиха у греков был метр, а у римлян – стопа.Стопа, как и метр у греков, состояла из долгих и кратких слогов. Стопы были двухсложные, трехсложные, четырехсложные. Стопа из долгого и краткого слога называлась ямбом. А, например, дактиль – трехсложная стопа, состоящая из одного долгого и двух кратких (Ааа). Гекзаметр – наиболее распространенный размер – это шестистопный дактиль(АааАааАааАааАааАаа).
Силлабическая система: В русской лит-ре была принята в течение 17, 18 веков. Одинаковое количество слогов в каждой строчке, расположение же ударных-безударных слогов не играло никакой роли. Две соседние строчки рифмовались, причем оканчивались женской рифмой (второй слог с конца). Часто состояли из 13 слогов. Таким размером писали Кантемир, Феофан Прокопович, Тредиаковский.
Тоническая система стихосложения: Сис-ма, основанная на равном количестве ударений в каждом стихе (небольшие отклонения возможны). Их ритмическая соразмерность обеспечивается за счет повторений одинакового кол-ва ударений (Не сияет на небо солнце красное, Не любуются им тучки синие). Такими стихами написаны сказки Пушкина. В Русской поэзии такая система уходит корнями в глубокую древность (былины). Русское народное стихосложение по своей природе тоническое.
Силлабо-тонический стих - введен в России В.Тредьяковским и М.Ломоносовым. Система стихосложения, когда учитывается количество слогов, количество ударений и места их расположения в строке. Существует пять основных размеров силлабо-тонического стиха: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).
Драма как жанр
Один из основных жанров (видов) драмы как рода литературы наряду с трагедией и комедией. «Гибридный жанр», в котором равно переплетаются комические и трагические черты. Как и комедия, драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. При этом, как и трагедия, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия не столь напряженны и допускают возможность благополучного разрешения.
Литературный и кинематографический жанр получил особое распространение в искусстве XVIII—XXI веков. Постепенно вытеснил другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Драмы изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Начала формироваться значительно позже трагедии и комедии. В XVIII веке возникает мещанская драма (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) – борьба буржуазии против феодального строя, усиление демократической тенденции в лит-ре.
Становится ведущим жанров в 19-20 веке. В России – Островский, Чехов, Горький.

16. Метр и ритм

Метр – стихотворный размер, заданная схема размещения ударений. В узком смысле – тот принцип, на котором основан ритмический строй стиха. В античном стихосложении таким принципом была долгота слога, в русском силлабическом – равное кол-во слогов, в силлабо-тоническом – правильное чередование ударных и безударных слогов.
Ритм – чередование однородных сходных явлений через определенный промежуток времени. В стихотворном произведении каждая строчка представляет отдельную законченную в ритмическом отношении единицу: она отделяется от другой стихотворной строчки паузой и каждая строчка произносится в примерно одинаковое кол-во времени. Ритмическая и логическая единица стихотворной речи могут как совпадать так и не совпадать. (Дом. Улица. Фонарь. Аптека. – 4 логических единицы, одна ритмическая). Ритмическая пауза также может не совпадать с логической. Ритм существует не в отдельной строке, а в сочетании строк. В узком смысле – фактическое размещение ударений.
Перенос или переброс – это когда фраза или законченная ее часть начинается в одной строке, а заканчивается в другой.

17. Разновидности эпитета.

Эпитет – художественное определение, придающее образность и эмоциональность выражению. Можно обойтись без метафоры, синекдохи, сравнения, но не без эпитета. Подчеркивает один из признаков предмета или одно из эмоциональных впечатлений о нем. Эпитет отмечает только те стороны, свойства и признаки явлений, в которых с наибольшей наглядностью и эмоциональностью представлены типические предметные формы, характерные черты, вызывающие душевные движения читателя.
Может быть образован по принципу метафоры и метонимии. В этом смысле разделяются на две группы.
Метафорические эпитеты образуются, как и метафора, путем обозначения признака предмета по аналогии и сходству вызываемого впечатления: «махровая тьма» (хотя сама по себе тьма не может быть махровой). Так же образованы «седая зима», «пьяный цвет».
Метонимические эпитеты: перенос качества по смежности. Например, «храбры взоры врагов». На самом деле, храбры не взоры, а враги.
Постоянные эпитеты – эпитеты, прочно закрепленные в общественном сознании за определенными образами, характерны для фольклора: «красная девушка», «чистое поле». Они вещественны, то есть мало метафоричны и часто выражают совершенные качества.
Эпитет может быть выражен разными частями речи: прилагательным, причастием («что если я, завороженный,…»), наречием при глаголе («море шумело глухо, сердито»), деепричастием «весенний первый гром как бы резвяся и играя», приложением к другому существит («мужчина-деревенщина»), сущ, играющие роль сказуемого («Онегин был… ученый малый и педант»).

18. Стихотворная и прозаическая речь.

Стихотворная форма дает возможность кратко, но с большой идейной глубиной и эмоциональной насыщенностью выразить то, что невыразимо никакими другими средствами. В стихах сгущено огромное жизненное содержание.
При внешнем сопоставлении речи прозаической и стихотворной резко бросаются в глаза такие особенности стихов как их ритмическая соизмеримость, правильное чередование наиболее общих ритмических единиц или строчек, а также слов, пауз, ударений, безударных слогов и других элементов, созвучия или звуковые повторы в конце стихов в их строфическое построение.
Ритм, рифма и строфа – весьма важные особенности стихотворной речи. Но это внешние ее приметы. Формальные признаки. Но стихи бывают и без рифмы и без строфы.
Однако любому стихотворению присущ ритм. Прозе тоже бывает присущ, но не обязательно.
В стихах исключительно важна интонация, с которой они произносятся. Здесь слово звучит особенно весомо и зримо. Стихотворной речи, в отличие от прозаической, чуждо всякое многословие, потому каждое слово или небольшая группа слов выражает большое идейно-эмоциональное содержание или рисует ясную картину.
Преимущество стихотворной речи перед прозаической состоит в том, что она для выражения идеи располагает особыми средствами звуковой организации слова. Имеет огромное значение музыкальность речи, звуковая стройность.
Стихотворная речь, больше, чем прозаическая, рассчитана на звуковое восприятие. В прозе звуковая сторона слова не является решающей, а в стихе имеет важнейшее значение.
Благозвучие, или эвфония достигается сочетанием звуков, слов и предложений.
В стихотворной речи могут использоваться такие приемы, как единоначатие или акросложение, которые не возможны в прозе. В стихах чаще используются инверсии.
Сходство в том, что и та, и та речь – художественна, выразительная. Применяет все виды тропов и служит выражению глубинного замысла автора.
Но любая художественная речь должна быть содержательна, проста и красива.

19. Комедия как жанр.

Жанр комедии восходит к Древней Греции, к Аристофану. В Древнем Риме – Плавт и Теренций.
Комедия – драматическое произ, критикующее посредством осмеяния пороки в характерах людей и отдельные стороны общественной жизни.
Огромную роль играет смех – орудие борьбы нового со старым. Смех содержит в себе большой общественно-политический, нравственный, философский смысл. Осуждая отрицательные явления, комедия утверждает передовые идеи времени и способствует поступательному развитию общества. Это часто не просто развлекательное, но глубоко проблематичное искусство («Ревизор» Гоголя).
Развиваясь, постепенно освободилась от мифологической, классической условности и приобрела большую реалистическую силу и общественно-политическую направленность.
В Англии комедии писал Шекспир, в Испании – Лопе де Вега, во Франции – Мольер, Бомарше, в России – Грибоедов, Гоголь, Островский. Большую значимость имеют комедии Чехова. «Вишневый сад» - лирическая комедия, для которой характерен психологический анализ и трагические мотивы.
Аристотель определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде».
К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши дни образцом такого примитива являются многие комедийные кинофильмы, построенные исключительно на внешнем комизме, т. е. комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия.
Виды:
Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства. Классическими примерами комедии положений являются пьесы «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира.
Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, т. е. высмеивает все эти человеческие качества. Классический пример — «Тартюф» Мольера.

20. Литературная школа, течение, направление.

Литературное течение представляет собой единство, общность основных идейно-худ особенностей, проявляющееся в определенную эпоху в творчестве ряда писателей, близких друг к другу по своей идеологии и жизненному опыту, по своему худ методу и стилю. Так, важным лит течением в 40х годах 19 в была натуральная школа. Ее принцип – реализм (Гоголь, Герцен, Гончаров, Некрасов, Достоевский). Все они мастера критического реализма, что, однако, не мешает им быть представителями разных мировоззрений. Стиль писателя не является продуктом только его личной биографии, но и общественного, социально, классового сознания; именно этим обстоятельством и объясняется объединение писателей в лит течения. Также влияет на них и литературное окружение, что в конечном итоге также ведет к сближению стилей. Так что часто влияние окружающего не осознается самим художником.
Литературная школа то же что и течение.
Лит направление – это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой сознательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениям эстетической программы, в публикации выражающих ее «манифестов». То есть важна осознанность эстетических принципов. Имажинизм, футуризм. Программность творчества становится ведущим принципом литературы.

Хотя в интернете утверждают, что все наоборот и
Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления: А) Классицизм Б) Сентиментализм В) Натурализм Г) Романтизм (к которому некоторые относят и литературу барокко) Д) Символизм
Е) Реализм (в котором выделяют ренессансный реализм, т.е. реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, т.е. реализм эпохи Просвещения, критический реализм и социалистический реализм).
О правомерности выделения других направлений единого мнения нет - таких, как маньеризм, предромантизм, неоклассицизм, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм и проч. Дело в том, что литературные направления, сменяясь, порождают множество промежуточных форм, которые существуют не долго и не носят глобального характера. Были попытки предложить более универсальные системы разделения на литературные направления - напр. "классика" и "романтика"; или "реалистическая" и "ирреалистическая" литература.
Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о "философском", "психологическом" и "гражданском" течении. В русском реализме некоторые выделяют "психологическое" и "социологическое" течение.

21. Основные компоненты сюжета.

Сюжет - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое.
Компоненты:
Экспозиция – представление героев, места и времени действия (кто, где, когда), расстановка действующих сил
Завязка – первое столкновение конфликтующих сторон, реализует в сюжете авторскую постановку проблем, обнажает исходные противоречия
Перипетии по восходящей - события, "напрягающие" конфликт от завязки до кульминации
Кульминация – высшая точка конфликта. В которой линии действия героев меняются на противоположные
Перипетии по нисходящей - события, снижающие напряжение конфликта от кульминации до развязки. Перипетии по нисходящей занимают в два раза меньше времени в пьесе, чем перипетии по восходящей.
Развязка – событие, исчерпывающее конфликт, то или иное разрешение противоречий, конечное соотношение борющихся сил
Финал – итог, обобщение всего произведения

22. Композиция литературно-художественного произведения.

КОМПОЗИ́ЦИЯ — построение худож. произв., согласованность его частей, обусловл. его содержанием, характером и назначением; организующий эл-т худож. формы. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность.
Композиционное построение включает:
- выяснение центра композиции и подчинение ему других частей произведения;
- объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве;
- соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.
К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.
Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы:
действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");
автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);
автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);
нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;
автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";
композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");
нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.
Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

23. Сравнения. Основные виды.

Сравнение — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства, сделать речь образной, обусловить живое и острое восприятие написанного. С помощью сравнения можно замедлить повествование придать ему плавный, величавый характер или придать изображению дополнительные поэтические краски.
В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (предмет сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения, предикат), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак). Предмет всегда бывает один, предикат же может состоять из нескольких членов («Передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»).
Сравнение близко стоит к метафорическому эпитету и является своего рода развитой метафорой. Но метафора выражается одним словом, а сравнение целой фразой или даже несколькими предложениями. (Сравнить: «нива золотая» и «нива, блестящая как золото»).
Сравнение выражается в прямой или отрицательной форме и в связи с этим делится на положительное и отрицательное. Отрицательные сравнения излюбленная форма народной поэзии. «Попытка — не пытка».
Положит сравнение чаще всего передаются придаточными предл с соединительными союзами – как, что, словно, будто.
Прямые сравнения могут иметь предикаты в родительном и творительном падежах: «Иногда любовь горит скорей\ Тонкой свечки в жарком божьем храме» (А.М.Горький), «он ходит гоголем»
Иногда выражается в форме сопоставления без придаточного предл. Такое сравнение называется параллелизмом. Таких много у Шолохова «А девичьи слезы – что роса на восходе солнца», «травой зарастают могилы, давностью зарастает боль».
бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость»
В зависимости от того, сколькими словами выражаются бывают простые и сложные. (Простое – «Девушка, прекрасная, как осень», сложное – «умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши (Маяковский)»).

24. Тема, идея, проблематика литературно-художественного произведения.

ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.
Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.
Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.
ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ.
Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.
ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения. 











































































































Вам это будет интересно!

  • Спасибо автору, имя которого не знаю.. (из сети)
  • Горький дым


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »