Социальные сети

 Образование – это слишком серьезное дело, чтобы его можно было доверить только политикам, чиновникам и юристам, пишет член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов в статье, опубликованной "Независимой газетой".

В Послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев, предложив провести общественные слушания проекта Закона об образовании, внес существенное добавление: "Поручаю администрации президента подготовить и внести предложения до конца текущего года о том, как осуществлять подобного рода слушания". Возникает проблема: начатая в Интернете (а почему только здесь?) дискуссия, ограниченная двумя месяцами, минимум месяц будет проходить вне ясных процедур, то есть, по существу, стихийно. Вот почему публикуемые далее предложения относятся как к проекту закона, так и к процедуре его обсуждения.

Не секрет, что многие законы, базовые для так называемой модернизации образования, широко обсуждались профессиональным сообществом, но при этом в основном осуждались им. Тем не менее эти законы были приняты. Таким образом, реализация инициативы президента – это не только важный шаг к демократии, но и хороший шанс начать работу по исправлению ошибок. Соглашаясь с тезисом Дмитрия Медведева о наличии застоя в политической жизни, следует идти дальше и явно признать, что в российской системе образования уже не застой, а регресс и деградация. Следовательно, закон должен давать импульс к развитию. Предложение об общенациональной дискуссии – это приглашение к серьезной ревизии образовательной политики.

Основная сложность заключается в том, что содержательное обсуждение тысячами человек документа в несколько сот страниц крайне трудно организовать. Неизвестные разработчики закона, а также лица, присматривающие за предстоящей дискуссией, могут обоснованно сослаться на явные противоречия в показаниях дискутантов и цейтнот, после чего принять текст, исходящий не из интересов дела, а из интересов влиятельных лоббистов, не желающих признать ошибочность своих любимых идей. Чтобы избежать подобного развития событий, предлагается следующее.

1. Необходимое условие принятия оптимальных решений – полный анализ возможных вариантов и их последствий. Механизм один: профессиональные дискуссии. Но честная дискуссия невозможна без равенства прав оппонентов. Очевидно, что существует некая группа разработчиков закона. Ее следует легализовать в виде комиссии при президенте и опубликовать ее состав. (Вообще, от анонимности лиц и коллективов, ответственных за подготовку важных решений, пора решительно отказаться: это поощряет тотальную безответственность.) Но одновременно необходимо создать столь же полномочную комиссию, представляющую взгляды оппонентов проекта закона. Ее руководителем может стать, например, депутат Госдумы Олег Смолин, имеющий очень большой опыт законодательной деятельности в сфере образования. Ход работы обеих комиссий должен регулярно освещаться в СМИ, в том числе на публичных деловых дискуссиях, свободных от шоуобразности. На заключительном этапе разработки создается согласительная комиссия.

2. В рамках широкой дискуссии контрпродуктивно обсуждать тысячи положений и предложений закона. Поэтому разумно руководствоваться знаменитым принципом Оккама: "Не умножай сущностей без надобности". Таких сущностей не так много, а ключевые тезисы и могут, и должны быть изложены в предельно краткой форме. Предметом дискуссии должны быть краткие тексты "Программа развития национальной системы образования", "Основные принципы функционирования системы образования (распределение ответственности, объем необходимых ресурсов и их источники, обязательства государства, принятие решений, контроль)", "Концепция Закона об образовании". Эти тексты следует оперативно разработать и опубликовать. Подчеркну, что речь идет о предельно кратких текстах. В соответствии с правилом: "Если идею нельзя сформулировать в нескольких строках, это означает, что идеи нет".

3. Ключевые понятия должны получить точные определения, а ключевые идеи – четкие формулировки. Иными словами, необходимо избежать вольностей в интерпретациях, пагубно сказавшихся при введении Единого государственного экзамена, разработке образовательных "Стандартов" и примерных программ, критериев оплаты труда в зависимости от "качества" и т.д.

4. Особый сюжет – стыковка будущего закона об образовании с будущим аналогом пресловутого ФЗ № 94 о торгах и закупках для госнужд. Помимо впечатляющего роста откатов этот закон привел к безумному росту бумаговаяния и резкому ограничению полномочий руководителей. Очень важен вопрос о системе разработок для образования на всех уровнях – все-таки искать надо не организации, а талантливых лидеров, способных собрать эффективно работающие коллективы. Тем самым в законе следует прописать и разумную систему конкурсного отбора, и систему ответственности.

Итак, дискуссия о законе об образования – это не обсуждение каждой его строки, а обсуждение ключевых принципов. Естественный ее финал – Всероссийский съезд работников образования, придающий общественную и профессиональную легитимность закону.

Очевидно возражение против описанной программы: это потребует времени. Но образование волнует всех и каждого. Это слишком серьезное дело, чтобы его можно было доверить политикам, чиновникам, юристам. Принять закон об образовании можно лишь тогда, когда сомнения минимизированы. Принцип Гиппократа "Не навреди!" все-таки выше так называемой политической целесообразности.

Как сообщало "Право.RU", президент РФ Дмитрий Медведев в начале октября поручил провести общественные слушания проекта закона "Об образовании". Это поручение глава государства дал во время встречи с лауреатами конкурса "Учитель года-2010". Медведев также предложил создать сайт для общественного обсуждения законопроекта. Президент, имея в виду недавно прошедшие общественные слушания закона "О полиции", отметил, что "образование — это не менее важная сфера, чем правоохранительная". "У нас есть определенный опыт общественного обсуждения законопроектов", — напомнил президент, пояснив, что имеет в виду, в частности, обсуждение закона "О полиции". При этом Медведев отметил, что "образование — не менее важная сфера, чем правоохранительная". "Вам придется найти людей, которые систематизируют отзывы", — сказал президент, подчеркнув, что таких комментариев будет очень много. Для координации работы по организации слушаний законопроекта будет создана комиссия, которую Медведев предложил возглавить своему советнику Вениамину Яковлеву.

5 сентября министр образования Андрей Фурсенко предложил продлить сроки принятия закона "Об образовании", поскольку он требует дополнительной проработки. Фурсенко заявил, что только от ректоров вузов к новому проекту закона уже поступило около 600 поправок. По его словам, изменения, заложенные в законе, потребуют реорганизации всей законодательной базы, регулирующей образовательные процессы в стране.


Вам это будет интересно!

  • Кого можно назвать авторитетом в образовании
  • Об образовании
  • Пресс-завтрак “Утренний кофе с юристом”. Закон 227-ФЗ
  • Опять о платном образовании и не только
  • Новый закон для автоперевозчиков


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »