Социальные сети

Zwartboek

22.10.2018
 


 

30 мая Пол Верховен не давал второму курсу перевести дыхание, постоянно обманывая ожидания студентов новыми крутыми поворотами сюжета. Это мы так заочно отмечали день победы просмотром голландского фильма "Черная книга". Ниже публикуются рецензии и комментарии.

 

1. Пределы человечности

 

Уже увидев название фильма, люди знающие поймут, о чём он. «Чёрная книга»… Она была создана Еврейским антифашистским комитетом, чтобы зафиксировать те зверства, которым подвергались евреи в годы Холокоста. Но было бы слишком просто, если бы название отражало абсолютно всю проблематику фильма. Нет, он не только о тяжелой судьбе евреев. Он гораздо шире: о войне, о людях, о человечности и немного о любви.

 

Итак, он смотрел на раздевавшуюся Эллис, и даже под одеялом было видно, как поднимается его... пистолет. Конечно, Мюнце сразу понял, что она еврейка. И довольно скоро стало очевидным, что она ещё и шпионка. Но вместо того, чтобы расстрелять обманщицу, «благородный фашист» требует объяснений. И Эллис вынуждена рассказать о том, как на её глазах были расстреляны родители, брат и ещё пара десятков евреев, надеявшихся переправиться за границу. Рассказать, как она, чудом выжившая, попала в штаб гражданского сопротивления, как решилась втереться в доверие к нему, офицеру гестапо, чтобы спасти своих арестованных товарищей… Конечно, самого рассказа мы не слышим: в нём нет необходимости, ведь все эти события были показаны в первой половине фильма. Однако если вдуматься в ситуацию: допрос, учиняемый в постели полуобнаженным мужчиной полуобнаженной женщине… Становится даже чуть-чуть смешно.

 

И весь фильм так - игра на грани фола, смех на грани истерики. Постоянное напряжение, вызванное абсолютной нестабильностью. Каждую минуту ждёшь новой беды, нового ужаса. И это несмотря на то, что фильм открывается послевоенными событиями, так что зритель точно уверен, что Эллис останется в живых…

 

Пол Верховен мастерски смешал жанры шпионского детектива, военной драмы и мелодрамы. Практически до самого конца фильма удерживается интрига: действительно трудно догадаться, кто же из «своих» предал. Однако, к сожалению, в основном интрига эта достигается тем, что зритель практически ничего не узнаёт о членах отряда сопротивления. События, происходящие с Эллис в обществе фашистов, перетягивают на себя акцент, и её друзьям уделяется совсем не много внимания. В результате они все для зрителя в равной степени «тёмные лошадки» и подозрение падает на того, чью вину «доказывает» Эллис (то есть сначала на нотариуса и только потом на Аккерманса).

 

Верховену удалось создать драму без нарочито «слезодавильных» эпизодов. Мы не увидим отца, роняющего скупую слезу на труп сына. Мы не увидим женщину, рыдающую над телом расстрелянного возлюбленного. Мы не увидим жизнерадостных детей, падающих под пулями… Зрителю предоставляется возможность самостоятельно прочувствовать ужас этих ситуаций, представить, что чувствует женщина, теряя самого дорогого ей человека, догадаться, что случилось с милой семьёй, в которой жила Эллис (тогда ещё Рахиль), когда в их дом попала бомба…

 

Увы, не обошлось в фильме и без нескольких «штампов», создающих напряжение или придающих трагизма. К примеру, давно известно, что в большинстве случаев герой, произносящий фразу вроде «Вот закончится война, и заживём…», погибает (так что зря Мюнце сказал, что «война закончилась, у нас всё впереди»). Или эпизод, когда Эллис устанавливает подслушивающее устройство под картину – попеременно нам показывают то подходящего к двери Мюнце и шпионку, как бы не успевающую сделать всё, что нужно (но, конечно, когда он открывает дверь, она стоит возле сейфа с цветами в руках и мило улыбается). Но это мелочи, едва ли заслуживающие особого внимания.

 

Пол Верховен не ударяется в философские умствования. Весь смысл, а точнее, все смыслы фильма показаны через действие. К чему рассуждать о геноциде евреев, если можно показать, как к ним относились? К чему героине выражать свою ненависть и отвращение в пафосных речах, если всё это читается в выражении её лица, в каждом жесте? Необыкновенно затягивает ритм фильма, не позволяет оторваться. Несмотря на ощущение тошноты при виде… нет, не трупов, не расстрелов, а как раз наоборот – пышных, ослепительных фашистских празднеств. Несмотря на ужас происходящего, невозможно отвести взгляд. Что-то держит, заставляет уставиться в экран: смотрите, вот так оно было! Вот так убивали – не задумываясь, расстреливали толпы людей, а потом беззаботно выкуривали сигаретку, глядя, как солдаты обыскивают трупы. Вот так боролись – не щадя своих жизней, теряя всё, что было дорого, но выживая назло предателям и убийцам…

 

«Чёрная книга» построена на ярком контрасте красивого и уродливого: в фильме практически нет пограничного состояния. Блестящие сцены праздников (да и вообще невоенной жизни немцев) – дамы в красивых платьях, кавалеры в форме, шампанское, шоколад, цветы. И страшные, отвратительные сцены бойни, кровопролития. Причём и то и другое, как правило, вызывает отвращение и тошноту: сама война так расставляет акценты, что уродливое на ней выглядит, конечно, не привлекательнее красивого, но естественнее. Вся пышность фашистских балов отдаёт мертвечиной. Единственное, что есть на них живого – это голос поющей Эллис, необходимый, как глоток воздуха. Она улыбается. Несмотря на ненависть и отвращение, несмотря на боль. Она обязана улыбаться, иначе притворство раскроют, и тогда всё пропало.

 

И пропало бы обязательно, если бы не порядочность и человечность (ну да, и влюблённость, конечно, тоже) офицера Мюнце. Уже трудно назвать наличие в фильме «хорошего» человека среди фашистов и «плохого» среди «своих» ломкой стереотипов. Эта неоднозначность показывалась много раз, в том числе и в русских фильмах о Великой Отечественной. Так что в этом смысле идея не нова, хотя по-прежнему вызывает уважение. Особенно потому, что до апологии фашизма создатели «Черной книги» не скатились. Мюнце – герой в целом положительный, но явно не уложившийся в общую порочную систему. Вскользь упоминается о его злодеяниях, и они не оправдываются даже его «положительностью».

 

Принцип «на войне каждый за себя» тоже не совсем работает. Не сваливают создатели фильма всю вину за человеческие грехи на войну. Она просто предельно выявляет истинную сущность вещей и людей. На обеих сторонах есть место человечности и, увы, в обоих «лагерях» не обходится без жестокости и жажды наживы. Да, мир таков, что человеческие качества не зависят от национальной, религиозной и какой бы то ни было иной принадлежности. Просто случилось так, что создана бесчеловечная система, идеология – нацизм. И идеология эта получила распространение. Кто-то принял её, не задумываясь, потому что «так сказали», кому-то она оказалась близка, кому-то выгодна, а кому-то было просто страшно идти против такой силы. Так что среди нацистов люди оказались разные. Каждый за себя? Тогда объяснимо предательство Аккерманса. Но как в таком случае объяснить, почему Мюнце не арестовал Эллис, почему решил разобраться, кто расстреливает и грабит богатых евреев вместо того, чтобы сидеть себе тихонько и не лезть на рожон? Ведь именно за связь с отрядом сопротивления его в конечном итоге расстреляли. Едва ли он был «за себя»…

 

По большому счёту, расстрел Мюнце – тоже отчасти штамп. Довольно распространённое решение проблемы: что делать с героем, вызывающим сочувствие и симпатию, но при этом совершившим много отнюдь не добрых дел? Просто сбросить со счетов смерти, лежащие на совести Мюнце? Нехорошо как-то получается. А наказать жалко – ведь хороший же человек, и Эллис его любит, и он её, и против кровопролитий он там в конце выступал… Вот и получается, что самый простой выход – расстрелять его, причём расстрелять несправедливо, чтобы зритель долго переживал и негодовал по этому поводу. Удачный ход, только уж очень распространённый.

 

Ронни сравнивает Эллис с Гретой Гарбо или Матой Хари, расстрелянной в 1917. Эллис не расстреляли… Хотя можно ли с уверенностью это утверждать? На её глазах убита вся её семья. Расстрелян Мюнце – уже после войны как-то по-глупому, без суда и следствия после поражения фашистов расстрелян за то, что им же изменил… Из друзей остался только один человек, так же, как и она, потерявший всё. Ей долго ещё придётся оправляться от этого ужаса, и из памяти он не изгладится никогда. К концу войны Эллис уже не в состоянии что-либо чувствовать. Даже на ненависть не хватает сил. Она убивает только один раз, хладнокровно закручивая крышку гроба, в котором собирается скрыться предатель Аккерманс. Закручивает, кстати, при помощи медальона с фотографиями родителей и брата: такая вот месть от всей убитой по его «наводке» семьи.

 

Почему Эллис в конце концов оказалась способна на убийство? Изменилась за войну? Нет, едва ли. Война не меняет людей, но она их калечит. Переполняется чаша того, что человек способен вынести. У каждого свои пределы. Набожный Тео убивает Ванхейна потому, что тот ругнулся. И есть что-то похожее между этими эпизодами – Тео, который всё стреляет и стреляет в уже мёртвого «атеиста», и Эллис, бесстрастно привинчивающая крышку гроба, а потом столь же безэмоционально констатирующая, что Аккерманс «затих». Предел у каждого свой. Вопрос в том, насколько сильными должны быть обстоятельства, заставляющие того или иного человека перешагнуть грань между человечностью и равнодушием.

 

Мария Сурикова

 

Комментарий: Эта рецензия стала абсолютным чемпионом, и еще одним примером того, как хорошие фильмы могут вдохновлять кинокритиков на проникновенный разговор с читателем. Вот и повеяло стариком Белинским и его стремлением нести в массы светлое, доброе, вечное через разговор о произведении искусства. На этот раз все получилось на 100%.  

 

2. Война как жизнь

 

На войне нет хороших и плохих. Эту побитую молью истину нам вбивали и в школе и бог знает где еще. На деле-то оно может и так, но фильм, книга, да и вообще искусство — требует конфликта. В идеале, в массовом фильме про Войну всё должно быть совсем просто — наши хорошие, не наши плохие. Все будут бегать, ползать и стрелять, нашим придётся туго, но они зададут перца этим негодяям и всех победят. По сути, от этого клише трудно избавиться, даже если очень хочется. Жанр не позволяет. Более менее сложный и неискусственный конфликт возможен только в драме. А шпионские фильмы или простигосподи боевики про войну подразумевают обязательное деление «свои/чужие». Правда, есть еще вариант, закрученный на общеевропейском комплексе вины перед несправедливо задавленной германской нацией, когда в фильме все хорошие, особенно какой-нибудь добрый немец.

 

Пол Верховен в своей военной киноленте «Чёрная книга» со всеми этими нашими-вашими поступает просто и неожиданно. Уверенным жестом бывалый художник Верховен разносит в щепки устоявшиеяся и застоявшиеся системы образов. И зритель оказывается в вакууме, а точнее — в новом и незнакомом пространстве второй мировой войны. Где не только немцы бывают хорошими, но и повстанцы — плохими. А евреи — жадными и неблагодарными. А союзники — небезгрешными. Ну и так далее. Такого с канонической Войной еще никто не делал.

 

Действие происходит в родной, но незаслуженно позабытой Верховеном Голландии. 1944 год. Бывшая известная певица еврейка Рахиль Штайн живет на всём готовом в простой голландской семье крестьян. Она, конечно, укрывается, но как-то непривычно для нас: никакого тебе животного страха, конспирации. За обед и проживание платит цитатами из Библии и загорает себе на бережку, пока семья драит коровники. Потом вдруг — бомбежка. Дом разрушен. Ей приходится бежать, скрываться, но это не беда. «Не придется за жрачку долдонить дурацкие цитаты» - отмечает с улыбкой Рахиль и следует лёгкой походкой дальше по своей тяжёлой и даже страшной жизни.

 

Дальше судьба заносит ее то к повстанцам, то в постель к немецкому начальнику разведки, то в застенки голландского лагеря для предателей.  Только повстанцы почему-то не показывают себя добрыми и бескорыстными бойцами с режимом, фашистский начальник разведки оказывается филателистом и вообще лапочкой, а голландцы со своими же соотечественниками поступают более жестоко и безумно, чем немцы-оккупанты.

 

Вот такая в этом фильме странная реальность. Зритель оказывается в той же ситуации, что и Рахиль: непонятно, кому верить, на кого положиться, кто прав, кто виноват (как в жизни, разве нет?). Национальная принадлежность героев по сути теряет свое значение. Куда важнее разделения «немец-голландец» становится то, сколько в человеке есть души и жизни. Вообще большая заслуга Верховена в том, что в фильме почти нет картонных характеров. Люди получились живыми, осязаемыми, со всеми недостатками и достоинствами. Даже классический свиноподобный небритый оккупант обер-чего-то-там-фюрер Франкен, как выясняется, сладкоголосо поёт и бодро бренчит на рояле.

 

Верховен, видимо, знает какой-то особый режиссерский секрет — в его фильмах почти не бывает провисов. Вот и в «Черной книге» действие течет бурным, но направленным потоком, не застревая на размышлениях и умствованиях. Умелый голландец как-то умудрился сделать серьёзный фильм о войне, затронуть все важнейшие проблемы, но при этом ни на одной из этих проблем не «сесть», усыпив зрителя насмерть. Взяв в главные героини еврейку, он удерживается от погружения в «еврейскую скорбь», затронув тему лагерей, просто отмечает её как реальность войны и так далее. А еще находит место песням, танцам, обнаженке... Что в итоге получается? В итоге получается война. Цельный образ войны как обстоятельств жизни, который Верховен собирает из множества маленьких частичек. Такого простого, бытового изображения Второй мировой мы еще не видели, хотя снята по этой тематике просто уйма фильмов. Верховен не останавливается даже на том, чтобы изобразить одну войну. Он идет дальше. Буквально парой штрихов он набрасывает контуры другой войны, которая идет по тем же самым законам, впрочем как и любая другая: дети мирно поют в школе, а спустя пару часов также дружно идут в бомбоубежище — потому что стреляют.

 

Вот и получается по Верховену, что главное — не то, на какой ты стороне, а то, какой ты сам. Значит, всё-таки есть на войне хорошие и плохие, но не в конкретно конфликтном, а в большом, общечеловеческом смысле. И нужно, даже на войне стараться оставаться хорошим.

 

Всеволод Шапошников
 

Комментарий: Критик создает замечательный разбор фильма как авторского произведения, разглядывает картину под углом жанра и в контексте схожего по тематике кино. В отличии от предыдущего автора, психологический разбор характеров и поиски философских смыслов -  не  самая сильная сторона этого критика, зачастую он прячет от нас свою искренность под суровыми и строгими рассуждениями о "норме жанра". Хотелось бы, чтобы нарушенный баланс был все-таки найден.

 

3. Воюют все

 

Фильмы, основанные на событиях Второй Мировой Войны, редко рассказывают о фронте и  военных действиях и операциях, «не переходя на личности». Фильм Пола Верхувена «Черная Книга» не является исключением, нам показывают не войну, а людей на войне.

 

Еврейская девушка Рахиль, как и все несчастные люди ее национальности, не перекрасившиеся в блондинов и не сменившие имя, преследуема немцами. Вся ее жизнь состоит из сплошных потерь, начиная с дома, где она скрывалась, и заканчивая любимым человеком. А еще – семья, деньги, спокойствие, честь… Рахиль красива, поэтому в отряде Сопротивления, куда она попадает после гибели родителей, ей достается предсказуемая роль – влюбить в себя немецкого офицера, проникнуть к врагу, поставить жучок и так далее и тому подобное. Элис, которой стала Рахиль, вполне успешно справляется с заданием, попутно привязываясь к Мюнтце, а потом и сбегая с ним от тех же немцев. В фильме слишком много событий, чтобы пересказать их все, да что там, даже вспомнить проблематично. Начиная примерно с двадцатой минуты, уже сидишь, не отрывая взгляда от экрана, чтобы уловить и пережить все происходящее. А переживать есть где, вспомнить хотя бы день рождения фюрера, когда Рахиль подключает в кабинете Франкена микрофон, едва успевая до появления Мюнтце. Сцена в принципе не оригинальная, но запоминающаяся. Возможно, дело в том, что в этой картине очень уж часто все меняется, поэтому не знаешь, чего ждать от каждого действия героев, не знаешь, успеет ли Рахиль в последний момент или попадется. И то и другое равно вероятно.

 

Кстати, кроме дня рождения фюрера немцы тоже находят повод повеселиться. В штабе временами устраиваются массовые попойки, офицеры бродят без штанов, отлавливая своих девушек. Забавный получается контраст - роскошь и безумие немцев и подвальчик Сопротивления, два мира, в которых живет Рахиль. И в одном из них война почти незаметна. А в другом – гибнут люди, Кайперс теряет сына, плачут отчаявшиеся девушки. Но общее у этих миров есть – каждый обитатель их пытается жить так, чтобы жить было не слишком плохо. И когда приходится выбирать между долгом и своим счастьем, люди чаще выбирают второе. Хотя есть исключения - Кайперсу приходится сдерживаться, хотя его сын в плену, он остается в своем отряде до конца. А большинство людей находятся в состоянии неопределенном, и будут ли они хорошими или плохими, решат обстоятельства.

 

Получается, что на войне не все однозначно. Не «мы хорошие, враги наши плохие», здесь все не так, да и фильм-то вообще не о войне. Просто в военных условиях, при постоянной угрозе, обостряется то, что неизбежно и в обычной жизни. Принцип «каждый за себя» работает в полную силу, не ясно, кого обвинять и считать противным, а за кого мысленно заступаться. Мюнтце поначалу кажется таким же, каким должен казаться всякий немецкий офицер, по его приказу убиты тысячи людей. Но при этом он любит Рахиль, собирает марки, умен и привлекателен, да еще в какой-то момент мы узнаем, что его жена и дети погибли в этой же войне. Это, конечно, не оправдывает его, но значительно прибавляет человечности и смягчает образ. В итоге – он становится симпатичен зрителю, и очень обидно, когда его убивают, хотя такой исход был вполне очевиден.

Как, в принципе, и все в этом фильме. Если не все, то многое. Начиная с ловушки, в которую заманили евреев, и заканчивая причастностью к этому нотариуса Смааля. Правда, стоит признаться, что предательство Аккерманса оказалось полной неожиданностью, не знаю даже, почему. Конечно, он испытывал к Рахиль симпатию, поэтому ясно, почему он так ненавидит девушку после ее ухода к Мюнтце. Но все-таки…

А вот остальные открытия не удивляют. Весь фильм – постоянные прыжки от полюса к полюсу, быстро становится ясно, что вот сейчас хорошо, значит скоро будет плохо. И немецкие солдаты появляются всегда, когда их ждешь. А финал вообще заявлен в начале – Рахиль ведь на родине, живая, без Мюнтце. События же, ведущие к этому, интересны необходимостью угадывать: кто следующий, что дальше? Воюют все, танцуют только те, кому повезло, но и везение это неустойчиво, и Франкен погибнет, не успев утащить богатство. И Аккерманса закроют в ловушке, не пожалев, как не пожалел он многих других. И будет его немного жалко, и немного несправедливым покажется такое наказание со стороны Рахиль и Кайперса. Но они, как и все – не ангелы. И у них война, которая не заканчивается капитуляцией Германии, а будет идти до тех пор, пока все не останутся довольны, то есть бесконечно.

 

Надя Горбачёва

 

Комментарий: Грустный случай, когда автора покинуло вдохновение и на свет родился посредственный текст. Будем надеяться на перемены к лучшему.

 

4. «Черная книга»

 

Фильм Пола Верховена основан на реальных событиях. Хронотоп «Черной книги» (время Второй Мировой войны, пространство оккупированной Голландии) имеет существенное жанровое значение: это военная драма, приключение, триллер.

 

Разные пространственно-временные сферы фильма мифологически соединяются водой. После встречи с подругой Рахиль (Карис ван Хоутен) идет к берегу моря, и воспоминания переносят ее в прошлое, во время войны, в Голландию 1944 года, захваченную немцами. Обратно в современность мы попадаем, когда главная героиня бросает камень в реку. В сказках перемещение в «другие миры» часто связано с преодолением водной преграды. Эта логика работает в фильме: трагическая переправа евреев, призрачный коридор через болото, который должен был привести в свободную Бельгию, символизирует неудавшуюся попытку перехода героев в «счастливое пространство». Рахиль остается в пространстве и времени войны, более того, она попадает в сердце нидерландского Сопротивления и становится Эллис.

 

 Здесь не живут, а выживают. Члены Сопротивления беспрестанно строят в темных подвалах планы диверсий и делают вылазки для их реализации. Специфических хронотоп сформировал особые стратегии поведения людей: идти напролом, убивать не жалея, лицемерить, мимикрировать. Не исключено и преследование своих целей, будь то жажда наживы или мести. И все это – одновременно с отчаянным противостоянием фашизму, массовым героизмом. Получается, что освободители и захватчики в этом фильме ничем не отличаются друг от друга и массовый героизм – это абсолютный клон фашизма, ведь стороны используют идентичные методы.

 

В обоих лагерях есть люди, всей душой преданные идеям и целям их государств, и есть беспринципные мошенники и убийцы, Аккермансы и Франкены, подлецы, под маской усердия и старания скрывающие свои корыстные интересы. А ссора Гербена Кайперса и Эллис (кого спасать: заложников или евреев?) – это противостояние эгоиста, для которого интересует только счастье своей семьи, и… расистки?

 

В обоих лагерях царят интриги, подозрительность и недоверчивость. У немцев сталкиваются  позиции Мюнтце (Себастьян Кох) и Франкена (Вальдемар Кобус), и побеждает последний: в отличие от конкурента он донес вовремя, очевидно, предварительно проверив свои данные о связи Мюнтце и Сопротивления. Сопротивленцы после провала операции с освобождением заложников, не попытавшись разобраться в ситуации как следует, выносят самый простой приговор Эллис: «Продалась!». Безжалостные хотят ее убить.

 

В обоих лагерях есть и «лишние» люди, качества которых не востребованы в мире жестокости. Сюда можно отнести Тео (Джонни де Мол) и Людвига Мюнтце. Слишком чувствительные, романтичные, непрактичные, они не находят своего места в пространстве войны. Мюнтце нелицемерен, слишком эмоционален и мечтателен, чтобы добиться здесь успеха. Он искренне признается Эллис, что вряд ли сможет собрать все марки с Вильгельминой – не претворяется и не врет, что верит в победу Германии. Разговор о будущем после бегства из тюрьмы рисует натуру не вполне последовательного оптимиста: материалистка Эллис лишь улыбается в ответ утопичным планам Людвига насчет счастливой семейной жизни. А набожный Тео не может примириться с мыслью, что он убил человека, с печальной истиной, провозглашенной им самим: «Я не лучше нацистов». Для него «убить» – это дико, нелогично, неоправданно. А для многих других – обыденно.

 

Таким образом, Вторая Мировая война служит у Пола Верховена фоном для развертывания широкой панорамы человеческих характеров, они показаны в критической ситуации. Обо всех пороках рассказано откровенно и беспристрастно. Так же беспристрастно нотариус Смаал ведет свое расследование, фиксируя в Черной книге имена жертв и участников сопротивления.

 

Елизавета Антипова

 

Комментарий: Критик начинает "за здравие", слегка даже перегибая палку в культурологическом анализе (кафедра бы вами гордилась), но все благие порывы превращаются в простой пересказ, который внезапно завершается в конце первой страницы. И снова наши птицы не долетают до середины Днепра.

 

5. Черная книга

 

Черный - это цвет темноты, цвет пепелища. Это цвет ночи, который может спрятать тебя от врага и врага от тебя - лотерея, или ты спасешься или он незаметно настигнет. Это цвет оружия, цвет безысходности, цвет горя, цвет войны, цвет записной книжки, в которой были имена всех убитых евреев, слишком отчаявшихся, чтобы не доверять, слишком богатых, как оказалось, чтобы жить.

 

Черная книга - записная книжка нотариуса Смааля, предмет важный для развития сюжета. Предмет, способный покарать злых и спасти от клеветы добрых. Предмет, который ставит все точки над i и скрепляет косичку переплетшихся судеб героев.

 

Если рассматривать книгу, которая наделена такими важными функциями, в отдельности, то она прямой потомок книг чернокнижников и алхимиков, пришедших к нам из мистики. Черная книга. Ассоциация - книга таинственных заклинаний, способных убить, если их прочесть.

В японском анимационном фильме Deathnote фигурировала черная тетрадь. Она принадлежала богу смерти Шинигами. Если в нее записать имя человека, то в скором времени он умирал, а остаток его жизни переходил к богу. Убийцы евреев, конечно, были не Шинигами, чтобы продлевать жизнь за счет своих жертв, но они из-за этого особенно не страдали: за счет награбленного росли их кошельки.

 

Если отвлечься от буквального значения словосочетания "черная книга" и перенестись в метафоричные просторы, то черной книгой можно назвать военные воспоминания еврейской девушки Рахиль Штайн. Недаром, когда мы переносимся в ее воспоминания, то застаем ее с черной книгой в руках. Правда, тогда это не загадочная записная книжка, а библия. Воспоминания Рахиль и составляют основу фильма. Они находятся в обрамлении 1956 года, когда начался Суэцкий кризис. К этому времени у Рахиль уже есть семья: муж и дети.

 

Фильм рассказывает о тяжелой участи евреев в военные годы. Главная героиня - великолепная Рахиль. Девушка сильная, которая пережила столько, что с лихвой хватит на несколько героических судеб. Будучи еврейкой, что само по себе было опасно, она также являлась членом Сопротивление и шпионом. Ей довелось пережить убийство всей семьи на ее глазах, расстрел любимого человека, ужасную клевету, после которой от нее отвернулись ее товарищи. Та, которая столько сделала для отечества, которая не жалела ни чести, ни жизни, была опозорена и унижена как предательница. Но ничто ее не сломило. Она докопалась до правды и главного виновника своих несчастий и несчастий многих других покарала собственной рукой.

 

После всего, что довелось испытать бедной Рахиль, она нашла в себе силы жить дальше. В начале фильма мы наблюдаем ее веселую, поющую вместе с детьми. И никогда не подумаешь, что эта милая женщина рисковала, разоблачала, убивала.

 

Для русского зрителя этот фильм интересен возможностью взглянуть на войну, которая оставила свой отпечаток в каждой семье, с другой стороны. Увидеть, что творилось в это время в Голландии, захваченной фашистами, их борьбу с врагом.

 

Не так давно была эта война и живы еще ветераны. Благодаря таким людям, как Рахиль, смелым, бесстрашным, неунывающим и любящим свою родину, и была одержана победа над столь сильным врагом. Фильм заставляет еще раз задуматься о несправедливости и чудовищности войны и с благодарностью вспомнить тех, кто защищал свою родину, кто готов был отдать свою жизнь ради будущего счастья и благополучия других.

 

Снежана Мисербиева

 

Комментарий: Автор, как и его предыдущий коллега, начинает задорно и интересно, привлекая к своему рассказу посторонние факты и любопытную информацию, но затем все скатывается к школьному сочинению на тему "ВОВ и ее значение для меня", где приевшиеся патриотические заклинания вроде "еще раз задуматься о несправедливости и чудовищности войны", "с благодарностью вспомнить тех, кто защищал свою родину" и т.д портят всю картину. В тексте почти нет вашей живой, непосредственной прямой речи и слишком много замыленных штампов. 





Вам это будет интересно!

  • Интервьюшка)
  • О новеньком
  • С победой!
  • кухонно-стёбное
  • Опричнина в Беларуси


  • Последние новости


    Шаг 5. Выбираем фирменное наименование организации

    Если вы собираетесь регистрировать новое юридическое лицо, то перед вами неизбежно встают необходимость выбора его названия и ряд сопутствующих вопросов. Следует ли проверять выбранное наименование организации на уникальность перед подачей документов на регистрацию? Можно ли зарегистрировать компанию с таким же наименованием, как и у другой, уже существующей орган...
    Читать далее »

    Шаг 4. Выбор системы налогообложения

    Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем грамотного выбора режима налогообложения. Выделяют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, которые следует отличать от льготных режимов. При применении общего режима налогообложения налог...
    Читать далее »

    Аренда помещений

    Самым тесным образом с фактическим адресом организации связана Аренда Ею помещений, необходимых для налаживания выбранных видов деятельности. Для деятельности любой организации необходимо помещение. Однако недвижимость стоит сейчас очень дорого, и лишь немногие организации в состоянии приобрести помещение в собственность. В связи с этим значительная част...
    Читать далее »

    Шаг 3. Выбираем место нахождения организации

    МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержит...
    Читать далее »

    Карточка

    С образцами подписей и оттиска печати ...
    Читать далее »

    Форма

    Документа, подтверждающего наличие лицензии Приложение 26 СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ...
    Читать далее »

    Уведомление

    О регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения На территории Российской Федерации Приложение 22 Свидетельство О регистрации страхователя в территориальном фонде Обязательного медицинского страхования При обязательном мед...
    Читать далее »